НОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКАМЕДИАТЕКАО ПРОЕКТЕ

финтифлюшка

Добавлено 30 октября 2016:

Стрибог

Стрибог, как восточнославянское божество, известен по описанию капища Владимира (из Повести временных лет и Проложного жития св. Владимира), а также по «Слову о полку Игореве» (далее – СоПИ). Среди прочих божеств он упоминался в некоторых поучениях против язычества. Контекст источников позволял ученым предлагать различные реконструкции функций Стрибога.

читать далееАвтор: Петряшин С.С.

Семаргл

Вопрос «Семарьгла» в истории дохристианской религии восточнославянских славян один из самых сложных. Есть только два оригинальных средневековых источника упоминающих это имя/имена и ни один из них не дает возможность составить какое-то представление о божестве.

читать далееАвтор: Петряшин С.С.

Добавлено 25 ноября 2014:

Языческие святилища славян Восточной Европы

Проблема культовой архитектуры восточных славян языческой эпохи давно привлекала к себе внимание учёных [см. например: Срезневский 1846]. При этом до начала интенсивного археологического изучения славянщины гипотезы о её характере носили довольно умозрительный характер и были производны от общих взглядов того или иного автора на уровень развития славянского общества и его религиозных представлений.

читать далееАвтор: Жих М.И.

Добавлено 17 ноября 2014:

Дажьбог

Дажьбог (Даждьбог, Дажбог) – божество восточных славян. Имя Дажьбога встречается только в древнерусских текстах, однако, по мнению ряда исследователей, это же божество было известно и другим славянским народам под сходным именем. Наиболее раннее упоминание Дажьбога в относится к «Повести временных лет» (ПВЛ).

читать далееАвтор: Кутарев О.В.

Этногенез и начальные этапы истории славян

Проблема происхождения и начальных этапов истории славян является одной из ключевых в славистике. Количество гипотез, сформулированных разными учёными, поистине огромно [47, с. 5-15; 51, с. 5-59] и одно простое их изложение могло бы составить целую книгу. В данном очерке я постараюсь изложить наиболее обоснованные на мой взгляд построения, опирающиеся на всю совокупность данных, которыми располагает сфера наука, изучающая славянский этногенез. В основу положены построения О.Н. Трубачева, В.В. Седова, И.П. Русановой, П.Н. Третьякова, много лет занимавшихся исследованием проблемы происхождения славян, которые скорректированы с учётом работ последнего времени.

читать далееАвтор: Жих М.И.

Перун

Перун - в славянской мифологии бог молнии и грома, глава древнерусского пантеона. Древнейшим письменным свидетельством культа громовержца у славян считается сообщение Прокопия Кесарийского: «… Они считают, что один из богов, - создатель молний - именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных» [Древняя Русь, 72]. Однако сам теоним Перун впервые упоминается в Повести временных лет (цит. по ПВЛ) в договорах с Визайнтией 907, 945 и 971 годов...

читать далееАвтор: Петряшин С.С.

Сварог и Сварожич

Сварог – восточнославянский бог, традиционно интерпретируемый как покровитель огня и кузнечного ремесла. Многие исследователи видят образ общеславянским. Единственное упоминание Сварога во всей древнерусской литературе встречается в Ипатьевской летописи за 1114 год (далее ПВЛ – «Повесть временных лет»).

читать далееАвтор: Кутарев О.В.

Род и рожаницы

Род и Рожаницы – персонажи славянской мифологии, известные по восточнославянским средневековым источникам, и связанные, по всей видимости, с представлениями о судьбе и роде человека [Кутарев, с. 172–173].Рожаницы, кроме того, известны фольклору многих славянских народов. Часто рассматриваются вместе, поскольку во множестве случаев встречаются рядом в первоисточниках...

читать далееАвтор: Кутарев О.В.

Добавлено 23 ноября 2014:

Подклёшевых погребений археологическая культура

Культура подклёшевых погребений (польск. Kultura grobów (pod)kloszowychок, 400-100 гг. до н.э.), существовавшая на берегах Вислы и Варны, ныне выступает в качестве наиболее вероятного претендента на статус первой праславянской культуры, отразившей процесс становления предков исторических славян. 

читать далееАвтор: Жих М.И.

​Лужицкая археологическая культура

Лужицкая культура (польск. kultura łużycka, XII-IV вв. до н.э.) существовала на берегах Вислы, Одера и верхней Эльбы в границах современных Восточной Германии (Саксония и Бранденбург), Польши (Великопольша, Силезия, Любусская земля и Западное Поморье), Чехии, захватывала белорусское Полесье и украинскую Волынь. Своё название культура получила от исторических областей Верхняя и Нижняя Лужица, где впервые были найдены её поселения и могильники. По мнению ряда археологов, в т.ч. В.В. Седова и И.П. Русановой, в рамках полиэтничной лужицкой общности проживали и языковые предки исторических славян. 

читать далееАвтор: Жих М.И.

 1 2 3 Следующая 


финтифлюшка