НОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКАМЕДИАТЕКАО ПРОЕКТЕ

финтифлюшка

Пражская археологическая культура

Перейти к комментариям Жих М.И.

Пражская культура (или корчакско-пражская, V-VII вв.) существовала на значительных территориях Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Дуная и среднего Днепра. Её ареал охватывал южную и часть северной Польши, Чехословакию, восточные районы Германии, Белоруссию (Полесье и район верховьев Двины), среднюю часть Правобережной Украины, Молдавию и часть Румынии. Распространение пражской культуры отражало процесс расселения славян. Название она получила по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским.

Пражская культура является базовой для большинства славянских культур, которые либо восходят к ней напрямую, либо связаны более глубоким родством, соответственно, коренной вопрос славянского этногенеза с точки зрения археологии – это вопрос происхождения пражской культуры.

Рис. 1. Распространение памятников пражской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 297

Основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения (селища). Они имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 домов. Для пражской культуры характерны жилища-полуземлянки с печами-каменками.

Погребальные памятники пражской культуры представлены на раннем этапе бескурганными могильниками, позднее распространяется курганный обряд. Умерших хоронили по обряду трупосожжения, известны как урновые так и безурновые захоронения.

Основу пражской керамики составляют высокие горшки, расширяющиеся в верхней части, со слабо выраженными округлыми плечиками и чуть намеченным прямым венчиком. Они находят свои прототипы в пшеворских памятниках. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная, большинство их не имеет орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Пражская керамика изготовлялась без гончарного круга.

Рис. 2. Керамика и пряслица пражской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 298

Как и для других славян, для «пражцев» характерно ношение височных колец как важной детали женского головного убора. Характерным атрибутом пражской культуры эсоконечные височные кольца, проволочные (или дротовые), различного диаметра, у которых один конец завит в виде латинской буквы S. Носились они на висках одной или обеих частей головы, а прикреплялись, как правило, к налобной ленточной повязке или к головному убору.

Рис. 3. Эсоконечные височные кольца. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 322

Основу хозяйства «пражцев» составляли земледелие и скотоводство. Земледелие было пашенным; для вспашки применялись рала с железными наконечниками или без них, в качестве тягловой силы выступали лошади и волы. «Пражцы» культивировали пшеницу, ячмень, рожь, овёс и т.д., разводили крупный рогатый скот, свиней, овец, кур и т.д.

Согласно мнению ряда польских учёных (Й. Костшевский, К. Яжджевский, З. Хильчерувна, В. Шиманский и т.д.), подержанному И.П. Русановой, пражская культура восходит к славянским памятникам, выделяемым в составе пшеворской культуры. По мнению В.Д. Барана становление пражской культуры происходит в Верхнем Поднестровье на основе черняховских памятников типа Черепин-Теремцы, которые, впрочем, тоже восходят к пшеворской культуре, и оттуда она постепенно распространяется на другие территории.

В.В. Седов сделал справедливый вывод, что две эти гипотезы не исключают, а взаимодополняют друг друга и в качестве региона становления пражской культуры определил всё обширное пространство от верховий Одера на западе до верховий Днестра на востоке. После гибели провинциальноримских пшеворской и черняховской культур в результате гуннского нашествия, входившее в их состав славянское население пережило процесс интеграции, в результате которого и образовалась новая культурная общность – пражская культура, носители которой первоначально и назывались этнонимом словене – «ясно говорящие». В дальнейшем этот этноним распространился на весь славяноязычный мир. С конца V в. начинается активное расселение носителей пражской культуры по соседним регионам в итоге которого она распространилась на огромной территории.

При этом количество пражских памятников существенно уступает количеству пшеворских, что указывает на то, что в ходе бурных событий эпохи великого переселения народов Повисленье покинули значительные массы славянского населения. В.В. Седов показал, что в середине I тыс. н.э. они ушли из этого региона из-за ухудшения климата и нестабильной ситуации на северо-восток, где создали культуры длинных курганов, тушемлинскую, браслетообразных сомкнутых височных колец.

В последние годы И.О. Гавритухиным была выдвинута новая гипотеза генезиса пражской культуры. Её становление согласно ей произошло в бассейне Припяти во второй половине IV в., по всей видимости, на основе каких-то позднезарубинецких групп, и оттуда она начала постепенно распространяться на юг и запад. Эта гипотеза вызывает вопросы. Во-первых, не понятно, как мог живущий на маленькой территории небольшой этнос (поселений IV в. и предшествующего времени в Поприпятье известно очень мало, что указывает на небольшую плотность населения) в течение весьма непродолжительного времени заселить огромные территории и «переварить» их население. Во-вторых, эта гипотеза не объясняет существования «пражской» керамики в рамках пшеворской культуры, перерастания памятников верховий Днестра и некоторых пшеворских регионов в пражскую культуру.

По всей видимости, гипотеза И.О. Гавритухина не противоречит выводам В.В. Седова относительно генезиса пражской культуры на широкой территории как следствия процесса интеграции разных славянских групп в условиях крушения провинциальноримского мира, а вписывается в них, просто северо-восточную границу этого процесса следует отодвинуть до Припяти.

Таким образом, процесс сложения пражской культуры рисуется ныне как интеграция оставшегося в Северном Прикарпатье славянского населения пшеворской культуры, славянского населения в черняховской культуре, представленного памятниками типа Черепин-Темемцы и живших к северу от него вплоть до Припяти позднезарубинецких групп. В условиях краха провинциальноримского мира исчезли различия между разными группами славян, жившими в составе разных провинциальноримских культурных образований (или вне их), исчезла «вуаль» отграничивающая одних славян от других в глазах археологов (например, специфическая керамика, производимая в специализированных ремесленных центрах и распространявшаяся по всей территории пшеворской и черняховской культур и придающая им единообразие), и сформировалась единая пражская культура, объединившая славян на большой территории.

На основе северной части славянских древностей пшеворской культуры формируется суковско-дзедзицкая культура. Она резко отличается от пражской по характеру домостроительства: для пражской культуры характерны жилища-полуземлянки, а для суковско-дзедзицкой – наземные дома с подпольными ямами. Это никак не позволяет выводить вторую культуру из первой, как это делают некоторые авторы.

Рис. 4. Два типа жилищ в раннесредневековом славянском мире. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 306

Литература

Баран В.Д. Общие черты культур римского и раннесредневекового времени на территории Северного Прикарпатья и юго-западной Волыни // Тез. докл. советской делегации на Международном конгрессе славянской археологии в Варшаве. М., 1965

Баран В.Д. Ранні слов'яни між Дніпром і Прип'яттю. Київ, 1972

Баран В.Д. Сложение славянской раннесредневековой культуры и проблема расселения славян // Славяне на Днестре и Дунае. Киев, 1983

Баран В.Д. Пражская культура Поднестровья (по материалам поселения у с. Рашков). Киев, 1988

Баран В.Д., Козак Д.Н., Терпиловський Р.В. Походження слов’ян. К., 1991

Баран В.Д. Древние славяне. Киев, 1998

Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавенов // Советская археология. 1972. № 4

Гавритухин И.О., Томашевский А.П. Славянское поселение Тетеревка I. Киев, 1992

Гавритухин И.О. Хронология пражской культуры // Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т. 3. Этногенез и этнокультурные контакты славян. М., 1997

Гавритухин И.О. Начало великого славянского расселения на юг и запад // Археологiчнi студіï. Киïв; Чернiвцi. 2000. Т. 1

Гавритухин И.О. Комплексы пражской культуры с датирующими вещами // Archeologia o początkach Słowian. Kraków, 2005

Гавритухин И.О. Понятие пражской культуры // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света / Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLIX. СПб., 2009

Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012

Кухаренко Ю.В. Памятники пражского типа на территории Приднепровья // Slavia Antiqua. 1960. № 7

Кухаренко Ю.В. Памятники железного века на территории Полесья. М., 1961

Кухаренко Ю.В. Археология Польши. М., 1969

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII - первая половина IX вв.). Историко-археологические очерки. М., 1968

Михайлина Л.П., Русанова И.П., Тимощук Б.А. Итоги изучения славянских памятников Северной Буковины V-X вв. // Советская археология. 1981. № 2

Русанова И.П. Карта распространения памятников типа Корчак (VI-VII вв. н.э.) // Древние славяне и их соседи. Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 176. М., 1970

Русанова И.П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. М., 1973

Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. М., 1976

Русанова И.П. Один из методов классификации раннеславянской керамики // Краткие сообщения Института археологии. 1976. Вып. 148

Русанова И.П., Тимощук Б.А. Кодын - славянские поселения V-VIII вв. на р. Прут. М., 1984

Русанова И.П. Этнический состав носителей пшеворской культуры // Раннеславянский мир: материалы и исследования / Отв. ред. И.П. Русанова, С.А. Плетнева. М., 1990

Рыбаков Б.А. Исторические судьбы праславян // VIII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1978

Седов В.В. О юго-западной группе восточнославянских племён // Историко-археологический сборник к 60-летию А.В. Арциховского. М., 1962

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979

Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982

Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994

Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995

Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999

Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002

Тимощук Б.О. Слов’яни Пiвнiчноï Буковинi V-XI ст. Киïв, 1976

Тимощук Б.А. Восточнославянская община VI-X вв. М., 1990

Тимощук Б.А. Восточные славяне: от общины к городам. М., 1995

Bialeková D. Nové včasnoslovanské nálezy z juhozápadneho Slovenska // Slovenská archeologia. X-1. Bratislava, 1962

Borkovský I. Staroslovanská keramika ve Strědni Evropě. Praha, 1940

Brachmann H. Slawische Stämme an Elbe und Saale. Berlin, 1978

Brachmann H. Die Funde der Gruppe des Prager Typs in der DDR und ihre Stellung im Rahmen der frűhslawischen Besiedlung dieses Gebietes // Slovenská archeologia. XXIX. 1983

Hasegawa J. Z badań nad wczesnośredniowieczna keramika zachodniosłowiańska. Łódź, 1973

Hensel W. Polska starožytna. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk 1980

Herrmann J. Siedlung, Wirtschaft und gesellschaftliche Verhäknisse der slawischen Stämme zwischen Oder / Neisse und Elbe. Berlin, 1968

Klanica Z. Počátky slovanského osidleni našich zemi. Praha, 1986

Parczewski M. Początki kultury wczesnosłłowiańskiej w Polsce. Krytyka i datowanie źródeł archeologicznych. Wrocłław; Warszawa; Kraków; Gdansk, 1988

Parczewski M. Najstarsza fasa kultury wczesnosłowiańskiej w Polsce. Kraków, 1988

Zeman J. Najstarši slovanské osidleni Čech // Památy Archeologické. LXVII. Praha, 1979

Zeman J. К problematice časnĕ slovanské kultury ve Strĕdni Evropĕ // Památy Archeologické. LXX. Praha, 1979

Добавлено 25 ноября 2014

Комментарии



финтифлюшка