О ПРОЕКТЕНОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКА

Славянская традиция

финтифлюшка

Этногенез и начальные этапы истории славян

Зарубинецкая культура (III/II в. до н.э. – средина I в. н.э.) существовала в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, на территории современных Западной и Центральной Украины, юге и востоке Беларусе и на западе России. Зарубинецкая культура получила своё имя по Зарубинецкому могильнику.

Выделяются локальные группы или варианты зарубинецкой культуры: полесский, среднеднепровский, верхнеднепровский, деснинский.

Зарубинецкая культура в начале н.э.
Рис. 1. Зарубинецкая культура в начале н.э. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 130

Так называемые позднезарубинецкие памятники (середина I – II вв. н.э.) представляют собой промежуточное звено между зарубинецкой и киевской культурами. По сравнению с классической зарубинецкой культурой их география смещается на север и северо-восток, а также на юго-восток.

Для «зарубинцев» характерны два типа поселений: городища (Пилипенкова Гора, Бабина гора, Ходосеевка, Чаплинское, Уваровичское) и отрытые поселения, которые размещались небольшими группами (10-15). Городища зарубинецкой культуры были хорошо защищены земляными валами, рвами и эскарпами.

Для «зарубинцев» были характерны жилища-полуземлянки квадратной либо прямоугольной формы площадью в среднем 8-24 м² с каркасно-столбовой конструкцией стен. На севере зарубинецкой территории существовали жилища срубной конструкции. Кроме жилищ, на зарубинецких поселениях исследованы многочисленные хозяйственные ямы цилиндрической либо колоколовидной формы.

Погребения «зарубинцев» бескурганные, совершены в подавляющем большинстве случаев по обряду трупосожжения. Могильники обычно располагаются в рядом с поселениями. Рядом с зарубинецкими могилами иногда фиксируются столбовые ямки, которые указывают на то, что в древности над могилами существовали какие-то опознавательные знаки. Погребения содержат сравнительно однообразный и небогатый погребальный инвентарь: горшки, миски, кружки, изредка детали одежды, украшения, орудия труда и оружие, иногда – кости домашних животных.

Керамика зарубинецкой культуры лепная, подразделяется на груболепную и лощёную. Груболепная посуда использовалась для приготовления еды, хранения продуктов и жидкостей, а лощёная – исполняла функции столовой керамики. Известны горшки разных форм, миски, сковородки, диски-лепешечницы.

Глиняная посуда зарубинецкой культуры
Глиняная посуда зарубинецкой культуры
Рис. 2, 3. Керамика зарубинецкой культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994 С. 207-208

«Зарубинцы» изготавливали орудия труда и оружие из железа: ножы с горбатой или прямой спинкой, серпы с крючковым креплением, короткие железные косы латенского типа, топоры для обработки дерева, массивные рыболовные крючки, одношипные остроги, изогнутые бритвы, железные иглы и шилья; наконечники копий и стрел.

Железные изделия зарубинецкой культуры
Рис. 4. Железные изделия зарубинецкой культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994. С. 209

Для зарубинецкой культуры были характерны фибулы с треугольным щитком. Известны зарубинецкие булавки со спиралевидными, гвоздевидными или ушковидными головками, серьги, представлявшие собой округлые дужки из бронзы либо серебряной проволоки, бронзовые подвески трапециевидной формы или в виде блях или лунниц, бронзовые спирали, сделанные из круглой или гранёной проволоки, спиралевидные и проволочные браслеты из железа и бронзы.

Бронзовые украшения зарубинецкой культуры
Рис. 5. Бронзовые украшения зарубинецкой культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994. С. 211

Основу хозяйства племён зарубинецкой культуры составляло подсечно-огневое и переложное земледелие с использованием деревянного рала без железного сошника. «Зарубинцы» выращивали просо, ячмень, пшеницу, коноплю, лён и т.д. Скотоводство также играло важную роль в жизни «зарубинцев», которые разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Занимались они также охотой и рыбной ловлей.

Вопрос сложения зарубинецкой культуры к настоящему времени решается следующим образом. В результате кельтской и германской экспансии на земли праславян-«подклёшевцев» значительная их часть, а также часть балтов-«поморцев», покинула свои исконные земли и двинулась на восток, где стала основным компонентом при сложении зарубинецкой культуры, вобравшей в себя также носителей скифской лесостепеой культуры («скифы-пахари» Геродота) на Среднем Днепре, а в Верхнем Поднепровье – «милоградцев».

< />

Становление зарубинецкой культуры
Рис. 6. Миграции славян в конце I тыс. до н.э. и становление зарубинецкой культуры. Из статьи: Кухаренко Ю.В. К вопросу о происхождении зарубинецкой культуры // Советская археология. 1960. № 1. С. 298

Южнее славян-«подклешевцев» пролегал путь миграции германцев из губинской группы ястофской культуры к Нижнему Дунаю, где они создадут поянешти-лукашевскую культуру. Возможно, в античных источниках фигурирует под именем «бастарнов» весь этот огромный массив переселенцев из Центральной Европы в её восточные и юго-восточные регионы, приведённый в движение кельтской экспансией, по имени «племени», маршрут миграции которого шёл ближе всего к землям античной цивилизации. Это объясняет тот факт, что и славяне-«зарубинцы» в общей массе центральноевропейских мигрантов-«бастарнов» приняли участие в походах на Балканы, описанных Титом Ливием, где К.В. Каспарова обнаружила прототипы характерных зарубинецких фибул с треугольным щитком.

Среди изначально полиэтничного зарубинецкого населения («подклёшевцы» – славяне, «поморцы» – близкие к ним по языку западные балты, небольшие группы германского населения, носители скифской лесостепной культуры и «милоградцы», этническая принадлежность которых неясна) постепенно возобладал славянский этнический элемент, восходящий к культуре подклёшевых погребений. Часть «зарубинцев» при этом сохранила и балтское самосознание, восходящее к поморской культуре, от них ведёт своё происхождение мощинская культура, связанная с летописной голядью.

В середине І в. н.э. все зарубинецкие поселения и могильники прекращают своё существование. Кризис зарубинецкой культуры был вызван изменениями климата и набегами сарматов. На базе зарубинецкой культуры развиваются разные группы позднезарубинецких памятников, носители которых расселяются и за пределами исконного зарубинецкого ареала. Выделяются следующие группы позднезарубинецких памятников: Лютеж, Рахны, Почеп, Грини, Картамышево-2–Терновка-2.

В настоящее время работами ряда учёных надёжно установлена следующая цепочка культурной преемственности: зарубинецкая культура – позднезарубинецкие памятники – киевская культура – пеньковская и колочинская культуры.


Литература

  1. Амброз А.К. Фибулы юга европейской части СССР (II в. до н.э. - IV в. н.э.). М., 1966
  2. Баран В.Д., Максимов Е.В., Магомедов Б.В. и др. Славяне Юго-Восточной Европы. Киев, 1990
  3. Баран В.Д., Козак Д.Н., Терпиловський Р.В. Походження слов’ян. К., 1991
  4. Баран В.Д. Древние славяне. Киев, 1998
  5. Воронятов С.В., Еременко В.Е. Металлургический центр Лютеж, сарматы и образование горизонта Лютеж - Рахны - Почеп: попытка интерпретации // Производственные центры: источники, "дороги", ареал распространения. СПб., 2006
  6. Воронятов С.В. Постзарубинецкие хронологические горизонты (постановка вопроса) // Записки Института истории материальной культуры РАН. № 9. СПб., 2014
  7. Горюнов Е.А. Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья. Л., 1981
  8. Даниленко В.Н. Славянские памятники I тыс. н.э. в бассейне Днепра // Краткие сообщения Института археологии. 1955. Вып. 4
  9. Егорейчекнко А.А. Древнейшие городища Белорусского Полесья. Минск, 1996
  10. Еременко В.Е. "Кельтская вуаль" и зарубинецкая культура. СПб., 1997
  11. Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012
  12. Каспарова К.В. О верхней хронологической границе зарубинецкой культуры Припятского Полесья // Советская археология. 1976. № 3
  13. Каспарова К.В. Роль юго-западных связей в процессе формирования зарубинецкой культуры // Советская археология. 1981. № 2
  14. Каспарова К.В. Поздняя фаза зарубинецких могильников // Культуры Восточной Европы I тыс. Куйбышев, 1986
  15. Каспарова К.В. Об одном из возможных компонентов зарубинецкого погребального обряда // Советская археология. 1988. № 1
  16. Каспарова К.В. О времени возникновения зарубинецкой культуры // Археологические вести ИИМК РАН. 1993. № 2
  17. Кухаренко Ю.В. К вопросу о происхождении зарубинецкой культуры // Советская археология. 1960. № 1
  18. Кухаренко Ю.В. Памятники железного века на территории Полесья. М., 1961
  19. Кухаренко Ю.В. Зарубинецкая культура, М., 1964
  20. Ляпушкин И.И. Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа. Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами. М.; Л., 1961
  21. Максимов Е.В. Среднее Поднепровье на рубеже нашей эры. Киев, 1972
  22. Максимов Е.В. Зарубинецкая культура на территории УССР. Киев, 1982
  23. Максимов Е.В. Миграции в жизни древних славян // Славяне и русь (в зарубежной историографии). К., 1990
  24. Максимов Е.В., Русанова И.П. Зарубинецкая культура // Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. М., 1993
  25. Мачинский Д.А. К вопросу о происхождении зарубинецкой культуры // Краткие сообщения института археологии. 1966. Вып. 107
  26. Мельниковская О.Н. О взаимосвязях милоградской и зарубинецкой культур в Южной Белоруссии // Советская археология. 1963. № 1
  27. Новые данные о зарубинецкой культуре в Поднепровье // Материалы и исследования по археологии СССР. № 160 / Отв. ред. П.Н. Третьяков. Л., 1969
  28. Обломский А.М. Классификация керамики верхнеднепровского варианта зарубинецкой культуры (по материалам Чаплинского могильника) // Советская археология. 1985. № 1
  29. Обломский А.М. Культурно-типологические группы позднезарубинецких памятников Подесенья и их взаимоотношение с деснинским вариантом киевской культуры // Культуры Восточной Европы I тыс. Куйбышев. 1986
  30. Обломский А.М. О финале среднеднепровского варианта зарубинецкой культуры // Советская археология. 1987. № 3
  31. Обломский А.М. Этнические процессы на водоразделе Днепра и Дона в I-V вв. н.э. М.; Сумы, 1991
  32. Обломский А.М., Терпиловский Р.В. Среднее Поднепровье и Днепровское Левобережье в I-II вв. н.э. М., 1991
  33. Обломский А.М. О роли позднезарубинецкого населения в сложении киевской культуры Среднего Поднепровья и Днепровского Левобережья // Советская археология. 1992. № 1
  34. Обломский А.М. Позднезарубинецкие памятники // Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. М., 1993
  35. Памятники зарубинецкой культуры / Под редакцией П.Н. Третьякова // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1959. Вып. 70
  36. Пачкова С.П. Металлургический центр зарубинецкой культуры у с. Лютеж // Советская археология. 1970. № 1
  37. Пачкова С.П. Господарство східнослов'янських племен на рубежі н.е. Київ, 1974
  38. Пачкова С.П. Зарубинецкая культура и латенизированные культуры Европы. Киев, 2006
  39. Пачкова С.П. Могильник зарубинецкой культуры Вишеньки близ Киева. Киев, 2008
  40. Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии: (ранний этап зарубинецкой культуры). Минск, 1971
  41. Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии: (могильники раннего этапа зарубинецкой культуры). Минск, 1973
  42. Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии: (свод археологических памятников раннего этапа зарубинецкой культуры – с середины III в. до н. э. по начало II в. н. э.). Минск, 1974
  43. Поболь Л.Д. Археологические памятники Белоруссии. Железный век. Минск, 1983
  44. Позднезарубинецкие памятники на территории Украины (вторая половина I-II вв. н.э.) / Под ред. А.М. Обломского. М., 2010
  45. Рыбаков Б.А. Исторические судьбы праславян // VIII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1978
  46. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987
  47. Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970
  48. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979
  49. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994
  50. Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002
  51. Седов В.В. Голтескифы // Культурные трансформации и взаимовлияния в Днепровском регионе на исходе римского времени и в раннем средневековье. СПб., 2004
  52. Скиба Л.Е. Пироговский могильник зарубинецкой культуры. Киев, 2001
  53. Спицын А.А. Поля погребальных урн // Советская археология. Т. Х. М., 1948
  54. Сымонович Э.А. Зарубинецкая и черняховская культуры в Поднепровье // Древние славяне и их соседи. М., 1970
  55. Терпиловский Р.В. Славяне Поднепровья в первой половине I тыс. н.э. Люблин, 2004
  56. Третьяков П.Н., Шмидт Е.А. Древние городища Смоленщины. М., 1963
  57. Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.; Л., 1966
  58. Третьяков П.Н. Зарубинецкая культура и поднепровские славяне // Советская археология. 1968. № 4
  59. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970
  60. Третьяков П.Н. Некоторые данные об общественных отношениях в восточнославянской среде в I тыс. н.э. // Советская археология. 1974. № 2
  61. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982
  62. Щукин М.Б. Горизонт Рахны-Почеп: причины и условия образования // Культуры Восточной Европы I тыс. Куйбышев, 1986
  63. Щукин М.Б. На рубеже эр: Опыт историко-археологической реконструкции политических событий VI в. до н.э. – I в. н.э. в Восточной и Центральной Европе. СПб., 1994

Жих М.И.
Добавлено 23 ноября 2014

Велесов круг

финтифлюшка