НОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКАМЕДИАТЕКАО ПРОЕКТЕ

финтифлюшка

Пшеворская археологическая культура

Перейти к комментариям Жих М.И.

Пшеворская культура (II в. до н.э. – IV в. н.э.) была распространена на территории южной и центральной Польши. Название получила по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), близ которого были обнаружены её первые памятники. Происхождение пшеворской культуры было сложным: в её состав вошло население культуры подклёшевых погребений (праславяне), на западе – германские группы, а юге – кельтские. Соответственно, характер пшеворской культуры в разных её регионах не одинаков, в ней выделяются разные этнокультурные традиции.

Рис. 1. Становление пшеворской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 87

«Пшеворцы» расселились в т.ч. на территории Волыни, где при их смешении с поздними «зарубинцами» сложилась зубрецкая культурная группа.

Пшеворская культура относится на раннем этапе к кругу латенизированных культур, а на позднем – к числу культур провинциальноримских. В конце IV в. развитие пшеворской культуры прервалось из-за нашествия воинственных кочевников-гуннов. Германское население из пшеворского ареала мигрировало на запад, часть славянского – на север Восточно-Европейской равнины (предки кривичей), а другая часть славян осталась на месте, став основой формирования пражской культуры.

В праславянском языке, в славянской этнонимии, в духовной культуре славян обнаруживаются следы их тесных контактов с кельтами, что полностью согласуется с археологическими материалами пшеворской культуры, в рамках которой славяне подверглись мощному кельтскому воздействию.

Сложный полиэтничный характер пшеворской общности привёл к длительной дискуссии относительно её этнической атрибуции. Одни учёные считали «пшеворцев» полностью или в основном славянами (Ю. Костшевский, К. Яжджевский, В. Шиманский и т.д.), другие – германцами (К. Годловский, М. Парчевский, М.Б. Щукин и т.д.).

В.В. Седов сделал справедливый вывод, что ни чисто германская, ни чисто славянская атрибуция этой культуры не может объяснить всего комплекса фактов. Пшеворская культура, по мнению учёного, – это сложная полиэтническая общность, единственно правильный путь в этническом определении которой состоит в разграничении в её рамках славянских, германских и иных элементов. По мнению В.В. Седова, перспективным является то направление поисков, которое ещё в 30-е гг. задал польский археолог Р. Ямка, который обратил внимание на существенную разницу урновых и безурновых пшеворских погребений: первые обычно характеризуются значительным инвентарём, содержащим нередко и предметы вооружения, вторые обычно малоинвентарны или безынвентарны, не содержат предметов вооружения. Эти различия, очевидно, являются этнографическими, что позволяет связать их с двумя разными этносами: германским (урновые) и славянским (безурновые). Позднее о полиэтничной структуре висло-одерского региона, в котором в начале н.э. жили как славяне, так и германцы, писали и другие учёные (Г. Ловмянский, Г. Янкун, Й. Колендо т.д.).

Рис. 2. Могильники пшеворской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 119

В.В. Седов продолжил работу, начатую Р. Ямкой, и показал, что урновые и безурновые захоронения характеризуются, преимущественно, разными типами лепной посуды и разным инвентарём (в урновых погребениях встречены предметы, не характерные для ямных захоронений: ножницы, ключи, замки, кресала и т.д.), а выявленные этнографические особенности концентрируются в пшеворском ареале неравномерно: германские преобладают на западе, а славянские – на востоке, в Повисленье, там где пшеворская культура формировалась на подклёшевой основе. Соответственно, можно говорить, что там преобладало именно славянское население.

Рис. 3. Посуда из ямных и урновых погребений пшеворской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 118

Несколько иначе подошла к проблеме этнической дифференциации пшеворских памятников И.П. Русанова, попытавшаяся провести их этническую дифференциацию не по целым могильникам или поселениям, а по отдельным закрытым комплексам – погребениям и жилищам. При некоторых отличиях, которые дал такой подход, в главном выводы исследовательницы совпали с выводами В.В. Седова: «постоянный славянский компонент в пшеворской культуре был довольно многочисленным и мало смешивался с другими этническими группами».

Именно в бассейне Вислы, там, где в составе пшеворского населения преобладали славяне, римские авторы первых веков н.э. (Птолемей, Плиний Старший и Тацит) помещают венедов, этнос, от которого согласно готскому историку VI в. Иордану происходят все славянские народы.

Рис. 4. Славяне их соседи в начале н.э. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 123

Литература

Баран В.Д., Козак Д.Н., Терпиловський Р.В. Походження слов’ян. К., 1991

Баран В.Д. Древние славяне. Киев, 1998

Жих М.И. Славяне и готы на Волыни и в Верхнем Поднестровье. Проблема локализации земли Oium и «племени» (gens) Spali // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2014. № 2 (36)

Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012

Козак Д.Н. Пшеворська культура у Верхньому Подністров’ї та Західному Побужжі. Київ, 1984

Козак Д.Н. Пшеворская культура // Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. М., 1993

Козак Д.Н. Венеди. Київ, 2008

Кухаренко Ю.В. Археология Польши. М., 1969

Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. М., 1976

Русанова И.П. Этнический состав носителей пшеворской культуры // Раннеславянский мир: материалы и исследования / Отв. ред. И.П. Русанова, С.А. Плетнева. М., 1990

Русанова И.П. Истоки славянского язычества. Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Черновцы, 2002

Рыбаков Б.А. Исторические судьбы праславян // VIII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1978

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян М., 1979

Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994

Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002

Седов В.В. Первое членение славян на две диалектные области // Краткие сообщения Института археологии. 2004. Вып. 217

Щукин М.Б. На рубеже эр: Опыт историко-археологической реконструкции политических событий VI в. до н.э. – I в. н.э. в Восточной и Центральной Европе. СПб., 1994

Dąbrowska T., Maczynska M. Przeworsk-Kultur // Reallexikon der Germanischen Altertumskunde. 2. Auflage. Band 23. Berlin/New York, 2003

Godłwski К. The chronology of the Late Roman and Early Migration periods in Central Europe// Prace archeologiczne. T. 11. Kraków, 1970

Godłowski К. Niektóre węzłowe problemy badań nad kulturą przeworską w okresie rzymskim // Prace archeologiczne. T. VIII. Kraków, 1977

Godłowski К. Kultura przeworska // Prahistoria ziem Polskich. Т. V. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1981

Godłowski К. Przemiany kulturowe i osadnicze w południowej i środkowej Polsce w mlodszym okresie przedrzymskim i w okresie rzymskim. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk; Łódž, 1985

Hensel W. Polska starožytna. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1980

Jamka R. Cmentarzysko w Kopkach (pow. Nizki) na tłe okresu rzymskiego w Malopolsce Zachodniej // PA. 1933. T. V. Z. 1

Kostrzewski J. Prasłowianszczyzna // Biblioteka słowianska. Seria I. № 2. Warszawa, 1935

Kostrzewski J. Od mezolitu do okresu wędrówek ludów // Prahistoria ziem Polskich. Kraków, 1939–1948

Kostrzewski J. Zagadnienie ciągłości zaludnienia ziem polskich w pradziejach (Od połowy II tysiaclecia p. n. e. do wczesnego średniowiecza). Poznań, 1961

Kostrzewski J. Zur Frage der Siedlungsstetigkeit in der Urgeschichte Polens von der Mitte des II. Jahrtausends v. u. Z. bis friihen Mittelalter. Wrocław; Warszawa; Kraków, 1965

Rosen-Przeworska J. Tradycje celtyckie w obrzędowości protostowian. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1964

Rosen-Przeworska J. Spadek po Celtach. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1979

Добавлено 23 ноября 2014

Комментарии


Седов В.В., кстати писал о смешении славян и кельтов

Автор: Илья Добавлено:18 февраля 2016 в 8:49


финтифлюшка