Пшеворская археологическая культура
Пшеворская культура (II в. до н.э. – IV в. н.э.) была распространена на территории южной и центральной Польши. Название получила по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), близ которого были обнаружены её первые памятники. Происхождение пшеворской культуры было сложным: в её состав вошло население культуры подклёшевых погребений (праславяне), на западе – германские группы, а юге – кельтские. Соответственно, характер пшеворской культуры в разных её регионах не одинаков, в ней выделяются разные этнокультурные традиции.
Рис. 1. Становление пшеворской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 87
«Пшеворцы» расселились в т.ч. на территории Волыни, где при их смешении с поздними «зарубинцами» сложилась зубрецкая культурная группа.
Пшеворская культура относится на раннем этапе к кругу латенизированных культур, а на позднем – к числу культур провинциальноримских. В конце IV в. развитие пшеворской культуры прервалось из-за нашествия воинственных кочевников-гуннов. Германское население из пшеворского ареала мигрировало на запад, часть славянского – на север Восточно-Европейской равнины (предки кривичей), а другая часть славян осталась на месте, став основой формирования пражской культуры.
В праславянском языке, в славянской этнонимии, в духовной культуре славян обнаруживаются следы их тесных контактов с кельтами, что полностью согласуется с археологическими материалами пшеворской культуры, в рамках которой славяне подверглись мощному кельтскому воздействию.
Сложный полиэтничный характер пшеворской общности привёл к длительной дискуссии относительно её этнической атрибуции. Одни учёные считали «пшеворцев» полностью или в основном славянами (Ю. Костшевский, К. Яжджевский, В. Шиманский и т.д.), другие – германцами (К. Годловский, М. Парчевский, М.Б. Щукин и т.д.).
В.В. Седов сделал справедливый вывод, что ни чисто германская, ни чисто славянская атрибуция этой культуры не может объяснить всего комплекса фактов. Пшеворская культура, по мнению учёного, – это сложная полиэтническая общность, единственно правильный путь в этническом определении которой состоит в разграничении в её рамках славянских, германских и иных элементов. По мнению В.В. Седова, перспективным является то направление поисков, которое ещё в 30-е гг. задал польский археолог Р. Ямка, который обратил внимание на существенную разницу урновых и безурновых пшеворских погребений: первые обычно характеризуются значительным инвентарём, содержащим нередко и предметы вооружения, вторые обычно малоинвентарны или безынвентарны, не содержат предметов вооружения. Эти различия, очевидно, являются этнографическими, что позволяет связать их с двумя разными этносами: германским (урновые) и славянским (безурновые). Позднее о полиэтничной структуре висло-одерского региона, в котором в начале н.э. жили как славяне, так и германцы, писали и другие учёные (Г. Ловмянский, Г. Янкун, Й. Колендо т.д.).
Рис. 2. Могильники пшеворской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 119
В.В. Седов продолжил работу, начатую Р. Ямкой, и показал, что урновые и безурновые захоронения характеризуются, преимущественно, разными типами лепной посуды и разным инвентарём (в урновых погребениях встречены предметы, не характерные для ямных захоронений: ножницы, ключи, замки, кресала и т.д.), а выявленные этнографические особенности концентрируются в пшеворском ареале неравномерно: германские преобладают на западе, а славянские – на востоке, в Повисленье, там где пшеворская культура формировалась на подклёшевой основе. Соответственно, можно говорить, что там преобладало именно славянское население.
Рис. 3. Посуда из ямных и урновых погребений пшеворской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 118
Несколько иначе подошла к проблеме этнической дифференциации пшеворских памятников И.П. Русанова, попытавшаяся провести их этническую дифференциацию не по целым могильникам или поселениям, а по отдельным закрытым комплексам – погребениям и жилищам. При некоторых отличиях, которые дал такой подход, в главном выводы исследовательницы совпали с выводами В.В. Седова: «постоянный славянский компонент в пшеворской культуре был довольно многочисленным и мало смешивался с другими этническими группами».
Именно в бассейне Вислы, там, где в составе пшеворского населения преобладали славяне, римские авторы первых веков н.э. (Птолемей, Плиний Старший и Тацит) помещают венедов, этнос, от которого согласно готскому историку VI в. Иордану происходят все славянские народы.
Рис. 4. Славяне их соседи в начале н.э. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 123
Литература
- Баран В.Д., Козак Д.Н., Терпиловський Р.В. Походження слов’ян. К., 1991
- Баран В.Д. Древние славяне. Киев, 1998
- Жих М.И. Славяне и готы на Волыни и в Верхнем Поднестровье. Проблема локализации земли Oium и «племени» (gens) Spali // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2014. № 2 (36)
- Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012
- Козак Д.Н. Пшеворська культура у Верхньому Подністров’ї та Західному Побужжі. Київ, 1984
- Козак Д.Н. Пшеворская культура // Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. М., 1993
- Козак Д.Н. Венеди. Київ, 2008
- Кухаренко Ю.В. Археология Польши. М., 1969
- Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. М., 1976
- Русанова И.П. Этнический состав носителей пшеворской культуры // Раннеславянский мир: материалы и исследования / Отв. ред. И.П. Русанова, С.А. Плетнева. М., 1990
- Русанова И.П. Истоки славянского язычества. Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Черновцы, 2002
- Рыбаков Б.А. Исторические судьбы праславян // VIII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1978
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981
- Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян М., 1979
- Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994
- Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002
- Седов В.В. Первое членение славян на две диалектные области // Краткие сообщения Института археологии. 2004. Вып. 217
- Щукин М.Б. На рубеже эр: Опыт историко-археологической реконструкции политических событий VI в. до н.э. – I в. н.э. в Восточной и Центральной Европе. СПб., 1994
- Dąbrowska T., Maczynska M. Przeworsk-Kultur // Reallexikon der Germanischen Altertumskunde. 2. Auflage. Band 23. Berlin/New York, 2003
- Godłwski К. The chronology of the Late Roman and Early Migration periods in Central Europe// Prace archeologiczne. T. 11. Kraków, 1970
- Godłowski К. Niektóre węzłowe problemy badań nad kulturą przeworską w okresie rzymskim // Prace archeologiczne. T. VIII. Kraków, 1977
- Godłowski К. Kultura przeworska // Prahistoria ziem Polskich. Т. V. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1981
- Godłowski К. Przemiany kulturowe i osadnicze w południowej i środkowej Polsce w mlodszym okresie przedrzymskim i w okresie rzymskim. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk; Łódž, 1985
- Hensel W. Polska starožytna. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1980
- Jamka R. Cmentarzysko w Kopkach (pow. Nizki) na tłe okresu rzymskiego w Malopolsce Zachodniej // PA. 1933. T. V. Z. 1
- Kostrzewski J. Prasłowianszczyzna // Biblioteka słowianska. Seria I. № 2. Warszawa, 1935
- Kostrzewski J. Od mezolitu do okresu wędrówek ludów // Prahistoria ziem Polskich. Kraków, 1939–1948
- Kostrzewski J. Zagadnienie ciągłości zaludnienia ziem polskich w pradziejach (Od połowy II tysiaclecia p. n. e. do wczesnego średniowiecza). Poznań, 1961
- Kostrzewski J. Zur Frage der Siedlungsstetigkeit in der Urgeschichte Polens von der Mitte des II. Jahrtausends v. u. Z. bis friihen Mittelalter. Wrocław; Warszawa; Kraków, 1965
- Rosen-Przeworska J. Tradycje celtyckie w obrzędowości protostowian. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1964
- Rosen-Przeworska J. Spadek po Celtach. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1979
Жих М.И.
Добавлено 23 ноября 2014