НОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКАМЕДИАТЕКАО ПРОЕКТЕ

финтифлюшка

Велес/Волос

Перейти к комментариям Виноградов А.В.

Велес/Волос — «скотий бог», одна из ключевых фигур славянского языческого пантеона, покровитель животноводства, богатства (Повесть временных лет), поэзии и магии (Слово о полку Игореве). Насколько позволяет судить сохранившийся комплекс источников, это божество было известно всем славянским народам, и, следовательно, корни его культа уходят глубоко во времена праславянской общности.

Несмотря на заметное место Велеса/Волоса в системе славянских религиозных представлений, многие важные аспекты его почитания остаются по-прежнему неясными. Еще в первые десятилетия ХХ века спорным оставался вопрос об имени этого языческого бога: по мнению таких крупных специалистов, как Л. Нидерле, М. Фасмер, М.Й. Мансикка, Г. Ловмянский и др. Волос и Велес представляют собой двух разных божеств, из которых лишь первое связано с сельским хозяйством и скотоводством. Такие предположения были связаны с тем, что функции Велеса действительно крайне многообразны по своему содержанию, и в дошедших до нас источниках эпитетом «скотий бог» сопровождается только имя «Волос», а не «Велес». Эту точку зрения убедительно опровергли Е.В. Барсов и А.А. Потебня, которые показали, что обе формы имени сосуществовали друг с другом и могли переходить друг в друга согласно правилам древнерусского языка (например, Волынь — Велынь, волот — велетень и т.п.).

Более ясным представляется вопрос о «сферах влияния» Велеса/Волоса. «Слово о полку Игореве» называет Бояна, певца и сказителя, «Велесовым внуком», что свидетельствует о связи божества с искусством. В других памятниках древнерусской литературы, в том числе в «Повести временных лет», имя Волоса часто сопровождает эпитет «скотий бог».

Из приведенных выше эпитетов видно, что Велес/Волос покровительствовал «скоту», под которым понимались не только сельскохозяйственные животные, но и богатство, достаток в самом широком смысле слова. На то же указывает и договор Руси с греками 971 года, содержащийся в Повести временных лет: «Имеем клятву от Бога, в которого веруем, в Перуна и Волоса, скотьего бога, да будем золоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем». Если Перун покровительствовал княжеской дружине и карал за нарушение клятвы оружием, то Волос, по всей видимости, был связан с золотом и торговым сословием.

Такое распределение функций между Перуном и Велесом/Волосом сказалось на характере их почитания. Хотя Велес/Волос был, безусловно, одним из самых почитаемых славянских богов, места в пантеоне князя Владимира ему не нашлось: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиров на холм вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус злат, и Хорса Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь» (Повесть временных лет). По данным «Обычного жития св. Владимира» (XIV в.) капище Владимира находилось на горе, а идол Волоса был установлен в низине на Киевском подоле – при крещении Руси он был скинут в р. Почайну. По мнению Ю.В. Кривошеева, это связано с иерархией божеств, которая отражала существовавшую в Киевской Руси иерархию политическую. Впрочем, достоверность этих сведений также под большим вопросом ввиду позднего происхождения и вторичности сюжета, сконструированного на основе летописных сведений о низвержении Перуна.

Схожую ситуацию можно встретить и в других частях славянского мира: поселок Волоско под горой Перун в Хорватии, город Велес под горой Ильи-пророка в Македонии и т.д. Возможно, здесь имеет место более глубокое противопоставление, связанное с такими ключевыми для языческого мировоззрения понятиями, как «верх» и «низ», «земля» и «небо».

Подобная антитеза в 60-70 годы ХХ столетия легла в основу теории «основного мифа», разработанной лингвистами В.Н. Топоровым, Вяч. Вс. Ивановым и поддержанной Б.А. Успенским. Согласно ей, основным сюжетом индоевропейской мифологии является противоборство Громовержца со Змием, которых в славянском язычестве олицетворяют соответственно Перун и Велес; при этом Громовержец Перун представляется положительным персонажем, а «Змий» Велес — сугубо отрицательным. Теория «основного мифа» неоднократно подвергалась серьезной критике. Так, например, по справедливому замечанию Л.С. Клейна, известные источники ничего не говорят о вражде между Велесом и Перуном, и напротив — русские язычники Х века считали возможным клясться ими одновременно. К тому же, нет однозначных указаний на то, что Велес/Волос имел какую-либо особую связь со змеями.

Количество упоминаний идолов и капищ, посвященных Велесу, позволяет утверждать, что его культ был особенно распространен на севере Руси. Согласно житию Авраамия Ростовского (XV в.), еще в XI веке кумир Велеса стоял в Ростове на Чудском конце («Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу»). «Сказание о построении града Ярославля» (XVII в.) сообщает, что на месте этого города некогда располагалось святилище Волоса, уничтоженное князем Ярославом Мудрым: «Сему же многоказненному идолу и керметь створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури» (достоверность сведений этого позднего источника, впрочем, вызывает сомнения у ряда исследователей, в том числе у И.В. Дубова). Возможно, крупное капище Волоса располагалось и в Великом Новгороде накануне христианизации.

В «Сказании о Словене и Русе» (XVII в.) говорится, что рядом с божницей Велеса славяне хранили грамоту, якобы полученную ими от Александра Македонского. По свидетельству источника, Велеса высоко чтило племя ильменских словен: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца».

По причине широкого распространения культа Велеса, многие его элементы вошли в христианскую обрядность. Функции, прежде принадлежавшие Велесу, в православии перешли на некоторых святых: к примеру, Николай Чудотворец в народных представлениях, подобно Велесу, стал покровительствовать подземному миру, богатству, торговле. Во многом благодаря созвучию имен, некоторые черты Велеса перенял святой Власий, близкий животным вообще и домашнему скоту в особенности. Однако, несмотря на это, вплоть до XIX столетия имя Велеса-Волоса не стерлось из народной памяти: так, продолжал существовать обычай оставлять несжатыми несколько колосьев, которые именовались «Волосовой бородкой». В отдельных случаях образ Велеса перекликается с некоторыми персонажами низшей мифологии: так, лешего могли называть «Волосатик-бог»; Скотанем на Русском Севере называли мифологического покровителя скота, обитавшего в лесу.

По мнению словенской исследовательницы Мириам Менцей, многие характерные черты Велеса унаследовал Волчий Пастырь (Хозяин Волков) - мифологический персонаж, распространенный среди многих славянских народов. Волчий Пастырь повелевал волками, указывал им добычу, но в то же время являлся покровителем пастухов и имел связь с миром усопших.

В ХХ веке, в связи с возрастанием интереса к истокам русской культуры, особое внимание стало обращаться и истории почитания Велеса/Волоса. Характерно, что одна из наиболее известных фальсификаций в области славянских древностей, «Велесова книга», посвящена именно этому божеству. Попытки реконструкции обрядов, связанных с почитанием Велеса, предпринимаются в наши дни представителями неоязычества, одно из крупнейших в России объединений которых носит название «Велесов Круг».

Источники

Житие преподобного Авраамия Ростовского

Слово о полку Игореве

Сказание о построении града Ярославля

Литература

Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. - М., 1974.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987.

Топоров В. Н. Ещё раз о Велесе-Волосе в контексте «основного» мифа // Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане. - М., 1983.

Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

Mencej M. The Cristian and Prechristian Concept of the Master of the Wolves // EthnoAnthropoZoom. - №5. - 2005. - С. 238-285.

Добавлено 25 ноября 2014

Комментарии


Я понимаю, что нельзя объять необъятное, но вск же - можно было бы упомянуть о связи Велеса с пресмыкающимимся (а отсюда, об аналогичных персонажах балтской и финно-угорской мифологии типа Золотого Змея или Властелина Ужей ) В плане описания взаимоотношений Перуна и Велеса - неплохо было бы привести аналогии из других индоевропейских пантеонов вроде балтского, греческого, римского, индуистского. Мне кажется, это помогло бы осветить фигуру Велеса более полно.

Автор: xolmc Добавлено:14 декабря 2014 в 20:48

Название македонского города Велес восходит к греко-иллирийскому Βυλάζωρα, и ничего общего со славянским язычеством не имеет. Попытки словенской исследовательницы Мириам Менцей увидеть в народно-христианских легендах и приметах XIX-XX вв. выдуманного Топоровым-Успенским Велеса тоже примечательны. Учитывая количество ссылок на последних - неудивительно, что она его находит!

Автор: хрюс Добавлено:10 января 2015 в 2:22

Очень понравилось, что предыдущий комментатор самокритично и верно подписался "хрюс". Безусловно, что название македонского города - "Велес" - это славянское прочтение (переименование) более раннего греческого названия города. Но то, что комментатор вслед за радикально-отмороженными хрюсами (иначе действительно и не назовёшь) сомневается в самом существовании Велеса (говоря: "...выдуманного Топоровым-Успенским Велеса") - это действительно признак недалёкости ума и радикального хрюстьянства (в противовес просвещённому христианству).

Автор: Андрей Добавлено:10 апреля 2016 в 13:30

Автор: Prue Добавлено:15 ноября 2016 в 5:35

Автор: Alyn Добавлено:29 ноября 2016 в 19:11

Автор: Susy Добавлено:2 декабря 2016 в 20:52

Автор: Makaila Добавлено:3 декабря 2016 в 6:58

Автор: Genevieve Добавлено:31 декабря 2016 в 23:13

Автор: StephenGAt Добавлено:26 июля 2017 в 0:19

free viagra samples from pfizer buy viagra online generic viagra viagra dick

Автор: JamesKit Добавлено:26 июля 2017 в 0:44

acumar and viagra Jasonchiek viagra why my viagra won't work

Автор: Stanleynok Добавлено:26 июля 2017 в 1:41

buy australian viagra viagra cheap buy viagra online viagra from uk

Автор: StephenGAt Добавлено:26 июля 2017 в 2:39

kamagra verschil viagra buy viagra online viagra online herbal viagra from the uk

Автор: JamesKit Добавлено:26 июля 2017 в 3:05

cheap online generic viagra generic viagra cheap viagra buying viagra title object object

Автор: Stanleynok Добавлено:26 июля 2017 в 4:02

viagra home made generic viagra home first days viagra sales tesco

Автор: StephenGAt Добавлено:26 июля 2017 в 4:58

can viagra be taken with ranitidine generic viagra buy viagra online viagra and watermellon

Автор: JamesKit Добавлено:26 июля 2017 в 5:27

viagra generic price viagra cheap buy viagra online how to get viagra

Автор: Stanleynok Добавлено:26 июля 2017 в 6:24

viagra weekenders viagra viagra online what does generic viagra look like

Автор: StephenGAt Добавлено:26 июля 2017 в 7:18

multiple orgasms viagra http://buyviagraestonline.com/ generic viagra how viagra affect women

Автор: JamesKit Добавлено:26 июля 2017 в 7:47

quick forum readtopic viagra answer search www viagra online viagra add url

Автор: Stanleynok Добавлено:26 июля 2017 в 8:45

herbal substitue for viagra buy viagra online viagra cheap best online perscriptions for viagra

Автор: StephenGAt Добавлено:26 июля 2017 в 9:35

viagra ecstasy tablets pills generic viagra http://buyviagraestonline.com/ viagra crush tongue

Автор: Stanleynok Добавлено:26 июля 2017 в 10:55

viagra dogal viagra online cheap viagra cialis viagra softabs

Автор: Stanleynok Добавлено:26 июля 2017 в 12:59

sildenafil citrate viagra comparison buy viagra generic viagra where is viagra pro manufactures

Автор: Stanleynok Добавлено:26 июля 2017 в 15:08

generic viagra and pay pal buy viagra online viagra online viagra colitis

Автор: Stanleynok Добавлено:26 июля 2017 в 17:12

buy cheapest viagra buy viagra online online viagra viagra with alcohol and food

Автор: Stanleynok Добавлено:26 июля 2017 в 19:04

adidas has had a phenomenal year, and the German sportswear brand is arguably killing the footwear game. But even though the Yeezy Boost 350 V2 Dark Green year is ending, it looks as if we’re going to have a lot more to look forward to in the new year. We Mbt already have a few sneak peeks on what’s coming up, and it seems like the Three Stripes is seriously ramping up its effort Mbt Shoes with the popular UltraBOOST design. The fan-favorite just saw a new 3.0 iteration release, and the beginning of 2017 will see a ton Cheap Birkenstocks of new colorways release. Aside from the 3.0, the silhouette has been revamped with a mid-top design as well. The power of BOOST Fitflops technology has definitely become an adidas pillar, with most of the brand’s more popular styles featuring the comfortable sole. Aside from the UltraBOOST, New Yeezys we’re looking forward to more YEEZY releases and the EQT Support 93/17. Below you’ll find a s

Автор: Outlet Добавлено:3 августа 2017 в 2:42

A coach cheap kate spade is someone who helps clients discover his dreams and goals, coach factory outlet online his values, his priorities and his boundaries . A coach factory outlet coach rarely offers advice on what to do; her role is to cheap air max 90 lead the client christian louboutin louis benechto identify the problem , the options and to choose a solution. A coach asks questions ' especially the tough ones . What are you afraid of? Who is waiting for you? What is it that cheap nike air max you don't want to tell me?

A coach is on the journey with the client sharing victories, experiencing coach outlet online challenges, cheap jordan shoes resourcing solutions together.As the teacher, or the coach, you also have to be a student. You are coach outlet store online on a continuous learning path. In fact, it is in the process of coaching that you learn the most.People who want

Автор: ruan123 Добавлено:10 августа 2017 в 5:15

A couple of steals in his Toolbox, stephen curry shoes in the first fraction, and the two steals to garage a complete of 106 times inside playoffs career steals, which often transcends the rick Craig, became the steals from the history of the warriors team from the playoffs. Garage into seven three-pointers inside game, this also let his playoff three-pointers hit number approximately 261, match the Robert horry, 9th three points in playoff heritage list. Distance comes 9th Chauncey billups, he in addition only six three details. 37 points in just three games, came curry shoes alive, and this is his shock as to, including playoffs) 8th score 35 + game with three alone, greater than 7 times of Russell westbrook, the top of league. So many record the first world war, there is no doubt the game can be considered to be the garage in this series played the very best game. The first several games, garage is averaging 27. 3 points and some. 7 rebounds, 6 facilitates, shooting 40. 3% in addition to 35. 3% from 3, compared with the standard season shooting stage, a clear degree of decline, even so the game, garage completely outrageous. The blazers in many players to hound your pet, but no one may disturb his rhythm. Storage, as it were, in the game again to determine "day day" feeling. 11 three-point line out hand, hit kevin durant shoes several goals, includi

Автор: BobbyDrara Добавлено:16 сентября 2017 в 8:00


финтифлюшка