О ПРОЕКТЕНОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКА

Славянская традиция

финтифлюшка

Хорс

Хорс - древнерусское языческое божество. Впервые упоминается в Повести временных лет в статье за 980 год, посвященной сооружению князем Владимиром Святославовичем святилища «И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь» (по Ипатьевской летописи) [ПВЛ I]. Понимание этого летописного сообщения у разных авторов весьма различно. Ряд исследователей обращают внимание на то, что в описании киевского пантеона Перун упомянут первым и только его идол сопровождается дополнительным описанием. Также, при описании разрушения капища отдельный рассказ посвящен только низвержению Перуна. Поэтому некоторые ученые предложили, что перечень божеств после Перуна более поздней вставкой в первоначальный летописный текст [Пресняков, с. 104; Ловмянский, с. 92-98; и др.] - по этой гипотезе капище Владимира в Киеве было посвящено одному Перуну и идолов других божеств там не было.

Вместе с тем, как отмечает М.А. Васильев, в двух древнерусских источниках перечень идолов, разрушенных князем Владимиром, включает в себя кроме Перуна еще и Хорса (Память и похвала князю Владимиру; Проложное житие Владимира), Дажьбога, Мокошь (Проложное житие Владимира): «изби вся идолы. Перуна. Хурса. Дажьбога. и Мокшь. и прочая комиры» [Васильев, с. 11]. Данный аргумент, однако, может быть отвергнут ввиду того, что эти списки могут быть рассмотрены как вторичные от перечня божеств в статье ПВЛ за 980 г.

Другой проблемой является разночтение в данном отрывке с текстом Лаврентьевской летописи, где отсутствует разделительный союз «и» между Хорсом и Дажьбогом: «а усъ золот, и Хоръса Дажьбога, и Стрибога …» [ПВЛ II, с. 56]. Возможность прочтения «Хоръса Дажьбога» как составного имени одного и того же божества (где одно из имен - эпитет) подталкивало ряд исследователей к заключению о тождественности Хорса и Дажьбога [Бодянский, с. 10-20; Срезневский I, с. 50-51; Абаев, с. 13; Якобсон, с. 617; Ловмянкий, с. 98 и др.]. Такая интерпретация летописного текста остается важным аргументом в дискуссии о характере и функциях Хорса. Так как Дажьбог обычно трактуется как бог солнца, то и Хорс в понимании этих авторов оказывается солярным божеством.

Важнейшим источником, позволяющим судить о функциях Хорса, является Слово о полку Игореве (далее - СоПИ): «Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше; изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» [СоПИ]. Большинство исследователей увидело в Хорсе небесное тело - солнце, реже луну. Мотивировалось это древнеславянским верованием, согласно которому затмение как солнца, так и луны вызывается оборотнями-волками. Большинство авторов полагает, что Хорс - бог солнца, подкрепляя это этимологией имени через иранские языки (ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце») или греческий (от греч. xορος в значении «круглый» ≥ солнце). Но существует и альтернативное направление в историографии, представители которого считают его божеством луны. Основывается это на том факте, что Всеслав в СоПИ перебегал путь Хорса ночью, стало быть, Хорс - ночное светило [Максимович, с. 654; Brückner, s. 89-96; Urbanczyk, s, 247; Боровский, с. 18-19]. Впрочем, такая интерпретация неубедительна, так как солнце и луна перемещаются по небу по одному пути - эклиптике, и время суток не имеет значения. Понимание Хорса как солнца лучше вписывается и в общий солярный символизм пронизывающий СоПИ (13 упоминаний солнца против 1 месяца; см. также о параллелизме Хорса и Дажьбога в СоПИ [Робинсон, Сазонова, с. 69-70]).

Дополнительную информацию о Хорсе можно извлечь из многочисленных поучений против язычества и апокрифов (как правило, переводных с греческого), в которые древнерусские книжники вставляли актуальные для их времени сведения о языческих верованиях восточных славян. Перечни божеств во многом повторяют летописный пантеон Владимира. В «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (XI в.) говорится о «христианах, двоеверно живущих», которые «вѣрують въ Перуна, и въ Хърса, и въ Сима, и въ Рьгла, и въ Мокошь, и въ вилы...» [Аничков, с. 354]. «Слово святого Григория изобретено в толъцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят» (XI-XIII в.) повествует о язычестве древних народов, заключая, что «тѣмъ же богомъ требу кладуть и творять и словеньскыи языкъ: виламъ и Мокошьи, Дивѣ, Перуну, Хърсу, роду и рожаницам, упиремь и берегынямъ и Переплуту» [Аничков, с. 384]. Однако и после крещения «по украинамъ молятся ему проклятому богу Перуну и Хърсу и Мокоши и виламъ то творят отаи» [Аничков, с. 385].

Встречается Хорс и в «Слово святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константина града, о том, как первое поганые веровали в идолы и требы им клали и имена им нарекали» (XII-XIII в.): «Горе вамъ... человечи, забывше страха Божия небрежениемъ, и крещения отвѣргошася и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнии, и грому, и солнцю, и лунѣ. А друзии Перену, Хурсу, виламъ и Мокоши, упыремь и берегынямъ...» [Аничков, с. 89]. В данном отрывке можно увидеть и некоторый параллелизм: молния и гром соответствует Перуну, в то время как солнце соотносится с Хорсом.

В «Хождении пресвятой Богородицы по мукам» (старейший из древнерусских списков датируется ХІІ-ХІII вв.) рассказывается о грешниках в аду, превративших в богов «солнце и мѣсяць, землю и воду, звѣри и гади, то святѣи человѣкы, камени ту устроя, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна» [Памятники литературы, с. 168].

Апокриф «Слово и откровение святых апостол» сообщает нам от лица апостолов о грехах людей и языческой вере в «богы. многы: Перуна и Хорса, Дыя, и Трояна, и инии мнози» [Гальковский, 51-52].

Хорс упоминается в одной из редакций «Беседы трёх святителей». На вопрос «Отъ чего громъ и молния сотворено бысть?» Василий Великий отвечает «два ангела громная есть; елленский старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молниина» [Мансикка, с. 164]. Вряд ли стоит интерпретировать культ Хорса как влияние иудаизма (так и в Перуне нет ничего греческого): «В условиях русского религиозно-культурного дуализма, - отмечали В. М. Живов и Б. А. Успенский, - всякая неправославная вера отождествлялась со служением нечистой силе. Ислам, иудаизм, католичество и протестантство оказываются разными ипостасями одного и того же нечестивого безбожия, устроенного по модели русского язычества» [Живов, Успенский, с. 214]. Отнесения Хорса к «громным ангелам» В. П. Даркевич считает следствием бытовавшего на Руси представления о солнце как источнике молний: на миниатюре Никоновской летописи (XVI в.) молнии показаны исходящими из уст солнечного лика [Даркевич, 95-96].

Особый интерес представляет отрывок из древнерусского произведения (в сборнике XVI в.), который И.И. Срезневский назвал «Поучением духовным детям»: «Уклоняйся пред Богомъ невидимыхъ: молящихъ человькъ роду и роженицам, порену и аполину, и Мокоши, и перегини, и всяким богомъ (и) мерзькимъ требамъ не приближаися» [Срезневский II, с. 8]. По поводу этого источника М.А. Васильев пишет: «При сравнении же перечня языческих божеств приведенной выше выдержки с другими подобными из древнерусских памятников, он оказывается максимально близок «Словам», направленным на обличение языческих переживаний, с их стабильной теонимической парой Перун — Хорс. Поэтому, на наш взгляд, есть весомые основания полагать, что стоящее после имени Перуна в приведенном фрагменте “аполин”, т. е. Аполлон, является глоссой к теониму Хорс. Данное обстоятельство можно трактовать как свидетельство солнечной природы восточнославянского Хорса, ибо Аполлон, бог у древних греков полифункциональный, в средние века мыслился именно как солярное божество» [Васильев, с. 30].

Имя Хорса большинство ученых уверенно этимологизируют из иранских языков (см. выше). Из альтернативных объяснений остается упомянуть «лошадиную теорию», заложенную А.С. Фаминицыным и поддержанную рядом авторов. А.С. Фаминицын обратил внимание на сходство имени Хорса с германскими названиями коня (ср. англ. horse) из чего сделал вывод, что это божество было заимствовано у варягов-скандинавов. Из современных последователей этой «теории» можно отметить А.А. Бескова, предложившего оригинальную трактовку Хорса и Дажьбога как мифологических божественных близнецов, связанных с конями (аналогичных индийским Ашвинам, греческим Диоскурам и т.д.). При этом «Хорс отождествлялся преимущественно с ночным светилом и мог восприниматься как хтоническое божество, что, впрочем, не отвергает его солярной природы» [Бесков, с. 160].


Литература

  1. Абаев - Абаев В.И. Несколько замечаний к славянским этимологиям // Проблемы истории и диалектологии славянских языков. М., 1971.
  2. Аничков - Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914.
  3. Бесков - Бесков А.А. Восточнославянское язычество: Религиоведческий анализ. Saarbrücken, 2010.
  4. Бодянский - Бодянский О. Об одном прологе библиотеки Московской духовной типографии и тождестве божеств Хорса и Даждьбога // Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских. 1846. № 2. Отд. I. Исследования.
  5. Боровский - Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1982.
  6. Васильев - Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.
  7. Гальковский - Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. II. М., 1913.
  8. Даркевич - Даркевич В.П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве // Советская археология. 1961. № 4.
  9. Живов, Успенский - Живов В.Μ., Успенский Б.А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры ХVІІ-ХVIII вв. // Античность в культу­ре и искусстве последующих веков. М., 1984.
  10. Ловмянский - Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок. СПб., 2003.
  11. Мансикка - Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М., 2005.
  12. Максимович - Максимович М.А. К объяснению и истолкованию Слова о полку Игореве // Максимович М.А. Собрание сочинений. Киев, 1880. Т. III. (первая публикация - 1859 г.)
  13. Памятники литературы - Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980.
  14. ПВЛ I - Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О.В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб., 1997. Т. 1: XI—XII века. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869.
  15. ПВЛ II - Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1.
  16. Пресняков - Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. М., 1938. Т. 1.
  17. Робинсон, Сазонова - Робинсон М.А., Сазонова Л.И. Проблемы новейших интерпретаций «Слова о полку Игореве»: к выходу в свет «Энциклопедии „Слова о полку Игореве"» // Славяноведение. 1997. № 1.
  18. СоПИ - Слово о полку Игореве (Подготовка текста, перевод и комментарии О.В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб., 1997. Т. 4: XII века. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869.
  19. Срезневский I - Срезневский И.И. Об обожании солнца у древних славян // Журнал Министерства народного просвещения. 1846. Июль. Отд. II.
  20. Срезневский II - Срезневский И.И. Роженицы у славян и других языческих народов // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. 1855. Кн. 2, пол. 1. Отд. I.
  21. Якобсон - Якобсон Р. Роль лингвистических показаний в сравнительной мифологии // VII международный конгресс антропологических и этнографических наук. Т. 5. М., 1970.
  22. Brückner - Brückner A. Mitologija Slowianska. Kraków, 1918.
  23. Urbanczyk - Urbanczyk S. Chors // Slownik starozytnosci slowianskich. Wroclaw etc, 1961. T. 1, cz. 2.

Кутарев О.В.
Добавлено 25 ноября 2014

Велесов круг

финтифлюшка