НОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКАМЕДИАТЕКАО ПРОЕКТЕ

финтифлюшка

Перун

Перейти к комментариям Петряшин С.С.

Перун - в славянской мифологии бог молнии и грома, глава древнерусского пантеона. Древнейшим письменным свидетельством культа громовержца у славян считается сообщение Прокопия Кесарийского:

«… Они считают, что один из богов, - создатель молний - именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных» [Древняя Русь, 72]

Однако сам теоним Перун впервые упоминается в Повести временных лет (цит. по ПВЛ) в договорах с Визайнтией 907, 945 и 971 годов. В них русы-язычники клянутся Перуном (а также Волосом), а русы-христиане Богом.

907 г.:

«Ольга водиша и мужий его на роту по рускому закону: кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ, богомъ своимъ, и Волосом, скотьимъ богомъ, и утвердиша миръ».

945 г.:

«Иже помыслить от страны Рускыя раздрушити таковую любовь, и елико ихъ крещенье прияли суть, да приимуть мѣсть от Бога вседѣржителя, осужение и на погибель и в сий вѣкъ и в будущий, а елико ихъ не кресщено есть, да не имуть помощи от Бога, ни от Перуна, да не ущитятся щиты своими, и да посѣчени будуть мечи своими, и от стрѣлъ и от иного оружья своего, и да будуть раби и в сий вѣкъ и будущий...

И наутрѣя призва Игорь сли, и приде на холъмы, кде стояше Перунъ, и покладоша оружья своя, и щиты и золото, и ходи Игорь ротѣ и мужи его, и елико поганыя руси, а хрестьяную русь водиша въ церковь святаго Ильи»

971 г.:

« да имѣемъ клятву от Бога, в неже вѣруемъ — в Перуна и въ Волоса, бога скотья, да будем золотѣ, якоже золото се, и своимъ оружьемь да иссѣчени будемъ, да умремъ

Из текстов договоров следует, что Перун был гарантом клятв, его культовое изображение находилось на возвышенном месте («на холме»); процедура клятвы включала в себя возложение оружия, щитов и золота к идолу; наказание за нарушение клятвы со стороны Перуна - умереть от собственного оружия. Другие наказания встречаемые в договорах относились к другим божествам. «Да будем золотѣ, якоже золото се» относится, вероятно, к Волосу, так как встречается только в договоре за 971 год. «Да будуть раби и в сий вѣкъ и будущий» из договора 945 года соотносится с христианским Богом, так как это перефраз наказания христиан за нарушение клятвы изложенное в начале того же предложения: «да приимуть мѣсть от Бога вседѣржителя, осужение и на погибель и в сий вѣкъ и в будущий».

Тот факт, что Перун встречается во всех договорах и выступает в них языческим «аналогом» христианского Бога, служит аргументов в пользу того, что Перун является верховным божеством дохристианской Руси.

Проблема соотношения Перуна и Волоса в договорах с Византией породила обширную литературу. Большинство авторов полагали, что Перун - бог князя и дружины, варягов, а Волос — народный бог, связанный со славянами или финно-уграми, балтами [Аничков, с. 311; Иванов, Топоров, с. 45-46; Бернштам и др.]. Таким образом, ученые противопоставляли Перуна Волосу, видя за этим столкновение социальных пластов (элита - народ) и/или этнических общностей.

Также Перун фигурирует в летописном рассказе о постройке языческих святилищ князем Владимиром в Киеве и Новгороде.

980 г.:

«И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот ...

И пришед Добрыня Новугороду, постави Перуна кумиръ надъ рѣкою Волховомъ, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

В описании киевского пантеона Перун упомянут первым и только образ его идола дополнительно охарактеризован. В рассказе посвященном разрушению этого капища также подробно повествуется только о низвержении Перуна. Поэтому некоторые ученые предложили, что перечень божеств после Перуна более поздней вставкой в первоначальный летописный текст [Пресняков, с. 104; Łowmiański, с. 113-118; и др.] - по этой гипотезе капище Владимира в Киеве было посвящено одному Перуну.

Крещение Руси при Владимире Святославовиче привело к разрушению Киевского капища.

988 г.:

«И яко приде, повелѣ кумиры испроврещи, овы исѣщи, а другыя огньви предати. Перуна же повелѣ привязати кь коневи хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай, и 12 мужа пристави бити жезлиемь…

И пристави Володимеръ, рекъ: «Аще кде пристанеть, вы-то отрѣвайте его от берега, доньдеже порогы проидеть, тогда охабитеся его», Они же повелѣное створиша. Яко пустиша ѝ, и проиде сквозѣ порогы, извѣрже ѝ вѣтръ на рѣнь, яже и до сего дни словет Перуня рѣнь».

Многочисленные интерпретации этого летописного свидетельства можно разделить на два типа - ритуалистические и критические. Изгнание Перуна Л.С. Клейн и М.А. Васильев сравнивают с ритуальными проводами календарных персонажей типа Костромы и Ярилы [Клейн I; Васильев, с. 235-243]. И.Я. Фроянов и Ю.В. Кривошеев усматривают сходство с ритуальным судом [Фроянов, с. 240; Кривошеев, с. 23]. Надо отметить, что эти две интерпретации не являются взаимоисключающими и могут дополнять друг друга [Петряшин]. Другие авторы склонны видеть в летописном рассказе о низвержении Перуна конструкт летописца, сравнивая его с историей Февруария в Хронике Иоанна Малалы [Петрухин], житиями корсуньских житий [Андрейчева] .

Описание уничтожения капища в Новгороде в Новгородской I летописи (цит. по [Мансикка, с. 87-88]) сходно с таковым в Киеве:

«И приидѣ Новугороду Акимъ архиепископъ Коръсунянинъ, и требища раздруши, и Перуна посече, и повеле волочи Волховомъ, поверзавше оужи, волочаху по калу, бьюще жезьлиемъ; и заповѣда никомуже нигдѣже не приати…

Идѣ пидьблянинъ рано на реку, хотя горонци вести в городъ; оли Перунъ приплы ко берви, и отрину и шесътомъ: «ты, рече, Перушиче, досыть еси пилъ и ѣлъ, а нынѣ поплови прочь»; и плы съ свѣта окошное»

По мнению ряда авторов, новгородское сообщение обнаруживает вторичность и литературную зависимость от киевского эпизода [Шахматов, с. 155; Введенский, с. 9-12]. По мнению же А.А. Гиппиуса оба рассказа являются осколками ранее существовавшего цельного повествования, которые оказались приурочены к разным местам [Гиппиус].

В Новгородской IV и Софийской I летописях содержится вставка с легендой о происхождении межкончанских боев в Новгороде [цит. по Мансикка, с. 88]:

«вшелъ бѣаше бѣсъ въ Перуна и нача кричати: "О горѣ! Охъ мнѣ! Достахся немилостивымъ симъ рукамъ". И вринуша его въ Волховъ. Онъ же поплове сквозѣ Велии мостъ, верже палицю свою на мостъ и рече: "На семъ мя поминаютъ Новгородьскыя дѣти". Еюже нынѣ безумнiи убивающиеся утѣху творять бѣсом. И заповѣда нiкомуже нигдѣже не переяти его»

Учитывая древнее происхождение кулачных боев, можно предположить, что хронологическая привязка действия ко времени Крещения является вторичной, а в дохристианские времена легенда интерпретировала традиционные календарные бои как поминки, тризну по Перуну, повествуя о его мифологической смерти и установлении поминальных боев [Петряшин, с. 222]. Можно предложить и иную интерпретацию: летописец мог сконструировать эту легенду, самостоятельно увязать традиционные бои с «пережитками» язычества, соединив их с эпизодом низвержения идола Перуна, и тем самым подчеркнув их вредную, аморальную с христианской точки зрения сущность.

Будущий патриарх Никон, в бытность свою новгородским митрополитом, прервал традицию биться Перуновыми палицами. Он «палицы у святого Бориса и Глеба взем... пред собою сожже, и тако преста бесовское то тризнище…» [Янин, с. 91].

Перун упоминается среди других божеств в различных древнерусских поучениях против язычества (далее цит. по [Гальковский; Аничков]), таких как «Слово св. Григория…» (XI-XII вв.), «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (XI в.), «Хождение Богородицы по мукам» (XII в.), «Слово св. отца нашего Иоанна Златоуста» (XIII в.) и в других более поздних. В некоторых поучениях славянские божества трактуются эвгемерически (как обожествленные цари), отождествляются с персонажами греко-римского пантеона. Например, «Слово и откровение святых апостолов» (конец XV— начало XVI вв.): «И дабы уразумели многие люди и в соблазн ве­ликий не впали, мня богов многих — Перуна и Хорса, Дыя, и Трояна, и иных многих. Ибо то люди были, старей­шины: Перун у эллинов, а Хоре — на Кипре, Троян был царь в Риме. Но добрые мужи были, а другие — разбой­ники».

Большинство поучений не добавляют никаких новых сведений о Перуне. Однако представляет особый интерес «Слово св. отца нашего Иоанна Златоуста» (XIII в.), где древнерусские божества вероятно сопоставлены с космическими и атмосферными явлениями: «Люди, забывшие страх Божий (...), приступили к идолам и начали поклоняться молнии и грому, и солнцу, и луне. А другие — Перуну, Хорсу, вилам и Мокоши, упырям и берегиням». Перун в этом отрывке сопоставим с молнией и громом, Хорс - солнцу, а Мокошь - луне. Связь Перуна с громом и молнией подтверждает и апокрифическая «Беседа трех святителей» (XIV в.): «есть два ангела громовых,  эллинский старец Перун и Хорс-жидовин, два ангела молнии».

В позднелетописном «Сказании о Словене и Русе» (XVII в.), Перун отождествляется с Волховом, сыном князя Словена (цит. по [Гиляров, с. 17]):

«Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше».

Далее Перун  «разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове» и похоронен в Перыне. Текст сказания сплавлен из различных письменных источников и местного фольклора. В частности, сведения о Перуне несут на себе отпечаток топонимических легенд, объясняющих названия тех или иных мест, водоемов Новгородской земли. Вместе с тем сведения о Перуне сложно посчитать «вторичным фольклором» по отношению к летописи, так как причиной «смерти» Перуна выступают не христианские силы, а «бесы», и время действия - древнейшая дохристианская история славян, а не время Владимира Крестителя. Эти признаки сильно отличают «Сказание о Словене и Русе» от подобных ему легенд, записанных П.И. Якушкиным и Д.И. Эварницким [Грузнова, с. 108-112], -  настоящего вторичного фольклора, производного как от текста ПВЛ, так и от самого «Сказания...». На основании этих и других исторических и фольклорных источников некоторые ученые предполагают, что образ Перуна мог быть змееподобным [Лаушкин; Грузнова; Козлова, с. 218-219].

Этимология имени Перун (праслав. *Perunъ) достаточно прозрачна - «тот, кто бьет». Само имя родственно названиям молнии и грома в славянских языках:  рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, чеш. реrun, польск. piorun «гром» [Фасмер, с. 246-247]. Дискуссионным является родство имени Перун с рядом индоевропейских имен громовержцев: лит. Perkūnas, латыш. Pērkons и др.-инд. Parjánya. (вероятно производные от и.-е. корня  perkṷu-, означающего дуб). Тоже самое относится к сопоставлению имени Перуна с названиями гор, возвышенностей в индоевропейских языках: готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», др.-инд. párvata- «гора». Одни исследователи считают эти имена этимологически родственными [Иванов, с. 101-111], в то время как другие утверждают что, несмотря на фонетическую и семантическую близость, это слова разного происхождения, сближение которых вторично в результате народного переосмысления [Николаев, Страхов]. О связи Перуна с возвышенностью говорят летописные данные и разного рода топонимы; Перунов дуб также упоминает грамота Галицкого князя Льва Даниловича 1302 г. [Иванов, Топоров, с. 5-14].

Исследователи усматривают реликты образа Перуна в фольклоре и народной религиозности 19-20 века. В первую очередь принято соотносить с Перуном народные культы Ильи-пророка (также связанного с громом/молнией, огнем и небом), св. Георгием (воином-змееборцем).

В белорусском фольклоре зафиксированы сказки и легенды с участием «Пяруна» (в других вариантах это может быть Бог, Илья-пророк, Гром, человек-герой): он ссорится и вступает в противоборство с нечистым, чертом, змеем. Пярун грозит ему: «Я тебя убью!». Нечистый возражает: «Как же ты меня убьешь? Ведь я спрячусь!» - «Куда?» - «Под человека!» - «Я убью человека - и тебя убью». – «А я спрячусь под коня!» - «Тогда я и коня убью - и тебя убью!» - «А я под корову спрячусь!» - «Я и корову убью и  тебя убью!» - «А я под дерево спрячусь: там ты меня не убьешь». – «Я дерево разобью - и тебя убью!» - «А я под камень спрячусь!» - «Я и камень разобью, и тебя убью». – «Ну, тогда спрячусь в воду». – «Там тебе место, там и находись!». Если где-нибудь ударяет молния (блр. пярун), то это Бог бьет нечистого. Подобные сюжеты, только без имени Пяруна/Перуна обнаруживаются и у других славян. На основании этих и других материалов Вяч. Вс. Ивановым и В. Н. Топоровым была предложена известная реконструкция «основного мифа индоевропейцев» [Иванов, Топоров]. В их реконструкции место противника Громовержца в славянском мифе занял Волос/Велес. Эта реконструкция пользовалась некоторое время большой популярностью, но впоследствии была раскритикована как с общеметодологических позиций, так и в отношении конкретных положений (см. например [Клейн II, 2004]).


Литература


Андрейчева - Андрейчева М.Ю. Корсунский «сценарий» изгнания Перуна в «Повести временных лет» // Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество и монотеизм в процессах политогенеза: XXVI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто, 16-18 апреля 2013 г.: материалы конференции. М., 2014.

Аничков - Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914

Бернштам - Бернштам  Т.А. «Слово» об оппозиции Перун - Велес/Волос и скотьих богах Руси // Полярность в культуре. Альманах «Канун». Вып. 2. СПб., 1996.

Васильев - Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.

Введенский - Введенский А.М. Летописное крещение Киева и Новгорода // Русь в IX-X вв.: общество, государство, культура. Тез. докл. междунар. науч. конф., Москва, 6-8 ноября 2012 г. М., 2012.

Гальковский - Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. II. М., 1913.

Гиляров - Гиляров Ф. Предания русской начальной летописи (по 969 год). Приложения. М., 1878.

Гиппиус - Гиппиус А.А. Низвержение кумиров в начальном и новгородском летописании: литературные источники и происхождение текста // Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество и монотеизм в процессах политогенеза: XXVI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто, 16-18 апреля 2013 г.: материалы конференции. М., 2014.

Грузнова - Грузнова Е.Б. Новгородский змияка-Перун и его аналоги // Rossica antiqua. № 1. СПб., 2010.

Древняя Русь  - Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. II. Византийские источники. М., 2010.

Иванов - Иванов Вяч.Вс. К этимологии балтийского и славянского названий бога грома // Вопросы славянского языкознания. Вып. 3. М.,1958.

Иванов, Топоров - Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

Клейн I - Клейн Л.С. Похороны бога и святочные игры с умруном // Конференция «Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд». М., 1985.

Клейн II - Клейн Л.Я. Воскрешение Перуна. М., 2004.

Козлова - Козлова Н.К. Восточнославянские былички о змее и змеях. Мифический любовник. Указатель сюжетов и тексты. Омск, 2000.

Кривошеев - Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Лаушкин - Лаушкин К.Д. Деревянная фигурка антропоморфного существа из Старой Ладоги // Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973.

Мансикка - Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М., 2005.

Николаев, Страхов - Николаев С.Л., Страхов А.Б. К названию бога-громовержца в индоевропейских языках // Балто-славянские исследования, 1985. М., 1987.

ПВЛ - Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О.В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб., 1997. Т. 1: XI—XII века. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869.

Петрухин - Петрухин В.Я. «Проводы Перуна»: древнерусский «фольклор» и византийская традиция // Язык культуры: семантика и грамматика. М., 2004.

Петряшин - Петряшин С.С. Изгнание Перуна: мифоритуальный контекст религиозно-политического акта // Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество и монотеизм в процессах политогенеза: XXVI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто, 16-18 апреля 2013 г.: материалы конференции. М., 2014.

Пресняков - Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. М., 1938. Т. 1.

Фасмер - Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т. III.

Фроянов - Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. СПб., 1988.

Шахматов - Шахматов А.А. История русского летописания. СПб., 2002. Т. 1, кн. 1: Разыскания о древнейших русских летописных сводах (1-е изд.: 1908).

Янин - Янин В.Л. Церковь Бориса и Глеба в Новгородском детинце: (О новгородском источнике жития Александра Невского) // Культура средневековой Руси. Л., 1974.

Łowmiański - Łowmiański H. Religia Słowian i jej upadek (w. VI-XII). Warszawa,1986.

Добавлено 17 ноября 2014

Комментарии


Im not that much of a online reader to be honest but your blogs really nice, keep it up! I'll go ahead and bookmark your site to come back later. Cheers

Автор: James Добавлено:25 ноября 2016 в 11:24

Im not that much of a online reader to be honest but your blogs really nice, keep it up! I'll go ahead and bookmark your site to come back later. Cheers

Автор: James Добавлено:25 ноября 2016 в 11:24

Good day! I know this is kind of off topic but I was wondering if you knew where I could find a captcha plugin for my comment form? I'm using the same blog platform as yours and I'm having problems finding one? Thanks a lot!

Автор: Paul Добавлено:9 декабря 2016 в 18:28

Good day! I know this is kind of off topic but I was wondering if you knew where I could find a captcha plugin for my comment form? I'm using the same blog platform as yours and I'm having problems finding one? Thanks a lot!

Автор: Paul Добавлено:9 декабря 2016 в 18:29

Disolving Amoxicillin For Oral Use Viagra Vente Libre Pays generic viagra Compro Viagra En Espana Ed Medicine cialis buy online Amoxicillin Pediatric Dose Prednisone Where To Buy Without Rx Best Brand Viagra Xenical Orlistat 120 Mg Price Amoxil 500mg $0.29 Unit Price Cheap Cialis Viagra Et Cialis Buy Gernic Levitra On Line Slimfast Manjishtha Where To Buy Cialis Or Viagra Cialis Viagra Levitra Comparison online pharmacy Metronidazole Tablets How To Buy Viagra On Line Cheap Potenzmittel Cialis Haltbarkeit viagra Generique Amoxicillin En Ligne Buy

Автор: Antonoceatly Добавлено:15 января 2017 в 10:21

You should not take buy cialis online from dreampharmaceuticals together with any other treatments for erectile dysfunction.

Автор: cialis Добавлено:25 января 2017 в 16:23

hi! , Everyone loves a persons writing quite definitely! promote many of us keep up a correspondence more info on your own document for Yahoo? I need a pro for this dwelling to unravel this dilemma. Could be that is definitely a person! Looking forward to search an individual.

Автор: Добавлено:25 января 2017 в 21:30

hi! , Everyone loves a persons writing quite definitely! promote many of us keep up a correspondence more info on your own document for Yahoo? I need a pro for this dwelling to unravel this dilemma. Could be that is definitely a person! Looking forward to search an individual.

Автор: Добавлено:25 января 2017 в 21:31

Where To Buy Cheap Generic Cefuroxime 250mg in Baltimore

Автор: James Добавлено:13 апреля 2017 в 14:52

Where To Buy Cheap Generic Cefuroxime 250mg in Baltimore

Автор: James Добавлено:13 апреля 2017 в 14:52

top 10 mattresses 2017 the best mattress 2017 best rated mattress 2017 what is the best mattress 2017 best mattress for 2017 best mattress 2017 mattresses 2017 best memory foam mattress 2017 top rated mattresses 2017 best mattress to buy in 2017 best memory foam mattresses for 2017 top rated mattresses 2017 best mattress 2017 for side sleeper consumer reports best mattress 2017 the best mattress of 2017 casper mattress coupon casper discount code casper sleep promo code leesa mattress promo code leesa mattress coupon code free leesa coupon code amerisleep mattress discount amerisleep promo code free amerisleep coupons free helix coupon code helix beds promo code helix promo code free winkbeds coupon winkbeds sleep promo code winkbeds mattress discount best memory foam mattresses 2017 best mattresses 2017 for couples rate mattresses 2017 best time to buy mattress 2017

Автор: Agustinblusa Добавлено:18 июля 2017 в 19:00

how much is cialis best cialis prices when will there be a generic cialis tadalafil 5 mg

Автор: Jamesbew Добавлено:22 июля 2017 в 6:31

Автор: ChangmoX Добавлено:24 июля 2017 в 9:30

aaa auto club oxford insurance what is car insurance state farm quote insurance quotes online

Автор: davidersPhart Добавлено:25 июля 2017 в 7:16

universal drugstore buy pills from canada generic cialis in usa buy viagra online canadian prescription drugs generic cialis in usa

Автор: janetertChess Добавлено:26 июля 2017 в 9:19

high cbd cannabis extract [url=https://cbdpillssale.com/]marijuana cbd seeds high in thc[/url] cbd cannabis oil for cancer high cbd marijuana effects [url=https://cbdcapsulesonline.org/]cannabidiol cbd oil online to send in europe[/url] cbd cannabidiol for pain cbd pills side effects [url=https://cbdpillsonline.com/]pure cbd cannabidiol oil[/url] buy high cbd cannabis seeds cannabidiol cbd gummies korea cbd marijuana laws cbd pills benefits for seizures are cbd pills legal in texas marijuana cbd cream cbd pills online sale buy cbd cannabis oil soft-gel caps and copd cbd capsules side effects cannabidiol cbd oil

Автор: Agustinblusa Добавлено:26 июля 2017 в 16:56

allstate auto insurance login progressive insurance login bill pay car insurance online quote amica insurance company www encompassinsurance com

Автор: MichaelIsomo Добавлено:26 июля 2017 в 23:03

cbd cannabidiol cbd capsules for pain dosage cbd cannabis seeds marijuana cbd thc chart marijuana cbd seeds high in thc cbd cannabis oil legal marijuana cbd seeds in canada high cbd cannabis seeds for sale canada

Автор: Agustinblusa Добавлено:28 июля 2017 в 15:16

much car insurance cheap car insurance atlanta ga best price car insurance really cheap auto insurance liberty mutual car insurance quote insurance cheap non owned auto insurance auto rental collision damage waiver metropolitan auto insurance car insurance lexington automobile car insurance auto club insurance association insurance online texas auto insurance laws safetyinsurance com insurance quotes cars century auto insurance bajaj allianz general insurance company buy online car insurance california casualty auto home insurance

Автор: RichardRhype Добавлено:29 июля 2017 в 2:09

canadian pharmacy cialis 20mg canadian pharmacy+cialis viagra from canada navigate to this web-site Read More Here viagra generic canada

Автор: Samuelurilm Добавлено:1 августа 2017 в 15:05

cheapest ed meds without a prescription fastest delivery inquiry cheapviagracanada cialis shipped from canada to canada canadian pharmacies shipping to usa what is the cost of cialis in canada discount vigra in canada

Автор: wretiamTap Добавлено:4 августа 2017 в 21:08

canada pharmacy cialis cialis online from canada cialis.canada viagra generic canada cheapest cialis from canada

Автор: wtyilliamDuh Добавлено:8 августа 2017 в 8:44

sneak a peek at these guys More Info site web learn more CANADIAN PHARCHARMY Online

Автор: dsasavidEnace Добавлено:9 августа 2017 в 2:24

A coach cheap kate spade is someone who helps clients discover his dreams and goals, coach factory outlet online his values, his priorities and his boundaries . A coach factory outlet coach rarely offers advice on what to do; her role is to cheap air max 90 lead the client christian louboutin louis benechto identify the problem , the options and to choose a solution. A coach asks questions ' especially the tough ones . What are you afraid of? Who is waiting for you? What is it that cheap nike air max you don't want to tell me?

A coach is on the journey with the client sharing victories, experiencing coach outlet online challenges, cheap jordan shoes resourcing solutions together.As the teacher, or the coach, you also have to be a student. You are coach outlet store online on a continuous learning path. In fact, it is in the process of coaching that you learn the most.People who want

Автор: ruan123 Добавлено:10 августа 2017 в 5:12

Car insurance AutoUsaPremium.com car insurance tx Auto Insurance | Compare Online USA Car Insurance allstate auto insurance allied auto insurance

Автор: bywernZem Добавлено:11 августа 2017 в 4:56

Автор: castrdicegaW Добавлено:11 августа 2017 в 22:10


финтифлюшка