О ПРОЕКТЕНОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКА

Славянская традиция

финтифлюшка

Черняховская археологическая культура

Черняховская культура (III-IV вв.) существовала на территории современных Украины, Молдавии и Румынии. Названа по могильнику у села Черняхов в Киевской области, исследованному В.В. Хвойкой в 1900-1901 гг. В Румынии именуется Сынтана-де-Муреш – Черняхов (Cultura Sântana de Mureș-Cerneahov) по названию села Муреш.

Черняховская культура представляла собой сложную полиэтническую общность, в состав которой входили германцы (готы, гепиды и т.д.), славяне, северопричерноморские иранцы, дакийцы и т.д. Роль «спускового крючка» в формировании черняховской культуры сыграли миграция готов в Северное Причерноморье и мощное римское культурное влияние, благодаря которому черняховская культура оказалась в составе провинциальноримского культурного круга. По всей видимости, черняховская культура связана с политическим объединением, во главе которого стояли готы. В конце IV в. она была разрушена гуннским нашествием, готы уходят на запад, культура оставшегося населения деградирует, оно вливается в состав славянского этнополитического союза антов или кочевнических объединений, Верхнее Поднестровье становится одним из районов кристаллизации славянской пражской культуры.

Сложный этнический состав черняховской общности проявляется в том, что наряду с общими элементами, объединяющими весь ареал культуры (в первую очередь – гончарная керамика), в разных её регионах наличествуют выраженные локальные черты, в частности, в производстве лепной керамики, в домостроительстве и т.д.

«Черняховцы» жили в больших неукрепленных поселениях. В качестве жилищ они использовали как полуземлянки, так и наземные дома, располагавшиеся рядами. Известны у «черняховцев» и так называемые «длинные дома». Жилища отапливались каменными или глиняными очагами, близ домов располагались хозяйственные постройки и ямы-хранилища.

В черняховском обществе были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла. Известны черняховские железоделательные горны.

Железные серпы и наральники черняховской культуры
Рис. 1. Железные серпы и наральники черняховской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 157

Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи.

Черняховская гончарная керамика отличалась разнообразием форм. У «черняховцев» бытовали горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы. Гончарные горны обнаружены более чем на двадцати черняховских поселениях. В горне из Будешт (современная Молдавии) обжигались до 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика – один из важнейших признаков, объединяющих весь черняховский ареал.

Гончарная керамика черняховской культуры
Рис. 2. Гончарная керамика черняховской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 155

Лепная керамика черняховской культуры в разных регионах имела выраженные отличия и на основе её анализа учёные выделяют территории проживания в черняховском ареале германцев, иранцев, славян.

Лепная керамика черняховской культуры
Рис. 3. Лепная керамика черняховской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 156

В погребальном обряде черняховской культуры сочетались трупосожжения и трупоположения, могильники могли быть биритуальными. Среди погребального инвентаря встречаются керамика, стеклянные кубки, фибулы, костяные гребни и т.д.

Основой хозяйства «черняховцев» было земледелие. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры связан с использованием плуга и рала с железными наконечниками, «черняховцами» под пашню были освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Урожай «черняховцы» хранили в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных «черняховцы» разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу.

«Черняховцы» вели активную торговлю с Римской империй. Об этом свидетельствует множество римских монет, найденных в черняховском ареале, а также импортных предметов (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, краснолаковые сосуды и т.д.).

Со славянами в черняховской культуре связана верхнеднестровская группа памятников типа Черепин-Теремцы (М.Б. Щукин предлагал исключить её из состава черняховской культуры в силу выраженного своеобразия), развившаяся на основе зубрецкой культурной группы пшеворской культуры, сложившейся при участии поздних «зарубинцев». После исчезновения черняховской культуры как целостного явления славянские памятники типа Черепин-Теремцы стали одним из центров кристаллизации славянской пражской культуры.


Литература

  1. Амброз А.К. Фибулы юга европейской части СССР (II в. до н.э. - IV в. н.э.). М., 1966
  2. Баран В.Д. Общие черты культур римского и раннесредневекового времени на территории Северного Прикарпатья и юго-западной Волыни // Тез. докл. советской делегации на Международном конгрессе славянской археологии в Варшаве. М., 1965
  3. Баран В.Д. Черняхiвска культура (за матерiалами Верхнього Днiстра та Захiдного Бугу). Киïв, 1981
  4. Баран В.Д., Максимов Е.В., Магомедов Б.В. и др. Славяне Юго-Восточной Европы. Киев, 1990
  5. Баран В.Д., Козак Д.Н., Терпиловський Р.В. Походження слов’ян. К., 1991
  6. Баран В.Д. Древние славяне. Киев, 1998
  7. Баран В.Д., Гопкало О.В. Черняхiвськi поселення бассейну Гнилоï Липи. Киïв, 2005
  8. Барцева Т. Б., Вознесенская Г. А., Черных Е. Н. Металл черняховской культуры. М., 1972
  9. Бобринский А.А. Гончарные мастерские и горны Восточной Европы (по материалам II-V вв. н.э.). М., 1991
  10. Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавенов // Советская археология. 1972. № 4
  11. Винокур I.С. Iсторiя та культура черняхiвських племён Днiстро-Днiпровського межирiччя II-V ст. н.е. Киïв, 1972
  12. Винокур И.С. Лесостепные племена II-V вв. н.э. и их роль в истории Юго-Восточной Европы // Советская археология. 1972. № 4
  13. Гей О.А., Сымонович Э.А. Черняховская культура // Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. М., 1993
  14. Древности эпохи сложения восточного славянства // Материалы и исследования по археологии СССР. № 116. М., 1964
  15. Жих М.И. Славяне и готы на Волыни и в Верхнем Поднестровье. Проблема локализации земли Oium и «племени» (gens) Spali // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2014. № 2 (36)
  16. Жих М.И. Древние славяне на Волыни (I тыс. н.э.). Часть первая // Исторический формат. 2016. № 1
  17. Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012
  18. История и археология юго-западных областей СССР начала нашей эры // Материалы и исследования по археологии СССР. № 139. М., 1967
  19. Кропоткин В.В. Клады римских монет на территории СССР. М., 1961
  20. Кухаренко Ю.В. Могильник Брест-Тришин. М., 1981
  21. Ляпушкин И.И. Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа. Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами. М.; Л., 1961
  22. Магомедов Б.В. Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья. К., 1987
  23. Магомедов Б.В. Черняховская культура. Проблема этноса. Lublin, 2001
  24. Никитина Г.Ф. Классификация лепной керамики черняховской культуры // Советская археология. 1966. № 4
  25. Никитина Г.Ф. Гребни черняховской культуры // Советская археология. 1969. № 1
  26. Никитина Г.Ф. Систематика погребального обряда племён черняховской культуры. М., 1985
  27. Никитина Г.Ф. Могильники черняховской культуры в Северной Буковине и Бессарабии. М., 1996
  28. Никитина Г.Ф. Черняховская культура Поднестровья. М., 2008
  29. Обломский А.М. Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время (середина III – первая половина V в. н.э.). М., 2002
  30. Проблемы хронологии эпохи латена и римского времени. СПб., 1992
  31. Рафалович И.А. Данчены. Могильник черняховской культуры III-IV вв. н.э. Кишинев, 1986
  32. Рикман Э.А. Вопрос датировки импортных вещей в памятниках племён черняховской культуры Днестровско-Прутского междуречья // Советская археология. 1972. № 4
  33. Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. М., 1976
  34. Рыбаков Б.A. Анты и Киевская Русь // Вестник древней истории. 1939. № 1
  35. Рыбаков Б.А. Древние русы // Советская археология. 1953. Т. XVII
  36. Рыбаков Б.А. Календарь IV в. из земли полян // Советская археология. 1962. № 4
  37. Рыбаков Б.А. Исторические судьбы праславян // VIII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1978
  38. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987
  39. Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Советская археология. 1972. № 4
  40. Седов В.В. Скифо-сарматские элементы в погребальном обряде черняховской культуры // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М., 1978
  41. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979
  42. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994
  43. Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002
  44. Смиленко А.Т. Городище Башмачка в III-IV вв. Киев, 1982
  45. Спицын А.А. Поля погребальных урн // Советская археология. Т. Х. М., 1948
  46. Сымонович Э.А. Зарубинецкая и черняховская культуры в Поднепровье // Древние славяне и их соседи. М., 1970
  47. Сымонович Э.А., Кравченко Н.М. Погребальные обряды племен черняховской культуры. М., 1983
  48. Терпиловский Р.В. Киевская и черняховская культуры: проблема контактов // Stratum plus. 2000. № 4
  49. Тиханова М.А. О локальных вариантах черняховской культуры // Советская археология. 1957. № 4
  50. Тиханова М.А. Еще раз к вопросу о происхождении черняховской культуры // Краткие сообщения Института археологии. 1970. Вып. 121
  51. Тиханова М.А. Следы рунической письменности в черняховской культуре // Средневековая Русь. М., 1976
  52. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982
  53. Черняховская культура // Материалы и исследования по археологии СССР. № 82. М., 1960
  54. Черняховская культура. Актуальные проблемы исследований. Киев, 2010
  55. Шаров О.В. В поисках страны «Ойум»: эпос или реальность? // Древности Западного Кавказа. Вып. I. Краснодар, 2013
  56. Щукин М.Б. О некоторых проблемах черняховской культуры и происхождения славян (по поводу статей Э.А. Рикмана, И.С. Винокура, В.В. Седова, И. Вернера) // Советская археология. 1975. № 4
  57. Щукин М.Б. Современное состояние готской проблемы и черняховская культура // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. 1977. Вып. 18
  58. Щукин М.Б. Керамика киевского типа с поселения Лепесовка // Советская археология. 1988. № 3
  59. Щукин М.Б. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). СПб., 2005
  60. Щукин М.Б., Мачинский Д.А., Воронятов С.В. Готский путь, плодороднейшие земли Oium и вельбаркско-черняховское поселение Лепесовка // Европейская Сарматия. Сборник, посвященный М.Б. Щукину. СПб., 2011

Жих М.И.
Добавлено 25 ноября 2014

Велесов круг

финтифлюшка