Черняховская археологическая культура
Черняховская культура (III-IV вв.) существовала на территории современных Украины, Молдавии и Румынии. Названа по могильнику у села Черняхов в Киевской области, исследованному В.В. Хвойкой в 1900-1901 гг. В Румынии именуется Сынтана-де-Муреш – Черняхов (Cultura Sântana de Mureș-Cerneahov) по названию села Муреш.
Черняховская культура представляла собой сложную полиэтническую общность, в состав которой входили германцы (готы, гепиды и т.д.), славяне, северопричерноморские иранцы, дакийцы и т.д. Роль «спускового крючка» в формировании черняховской культуры сыграли миграция готов в Северное Причерноморье и мощное римское культурное влияние, благодаря которому черняховская культура оказалась в составе провинциальноримского культурного круга. По всей видимости, черняховская культура связана с политическим объединением, во главе которого стояли готы. В конце IV в. она была разрушена гуннским нашествием, готы уходят на запад, культура оставшегося населения деградирует, оно вливается в состав славянского этнополитического союза антов или кочевнических объединений, Верхнее Поднестровье становится одним из районов кристаллизации славянской пражской культуры.
Сложный этнический состав черняховской общности проявляется в том, что наряду с общими элементами, объединяющими весь ареал культуры (в первую очередь – гончарная керамика), в разных её регионах наличествуют выраженные локальные черты, в частности, в производстве лепной керамики, в домостроительстве и т.д.
«Черняховцы» жили в больших неукрепленных поселениях. В качестве жилищ они использовали как полуземлянки, так и наземные дома, располагавшиеся рядами. Известны у «черняховцев» и так называемые «длинные дома». Жилища отапливались каменными или глиняными очагами, близ домов располагались хозяйственные постройки и ямы-хранилища.
В черняховском обществе были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла. Известны черняховские железоделательные горны.
Рис. 1. Железные серпы и наральники черняховской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 157
Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи.
Черняховская гончарная керамика отличалась разнообразием форм. У «черняховцев» бытовали горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы. Гончарные горны обнаружены более чем на двадцати черняховских поселениях. В горне из Будешт (современная Молдавии) обжигались до 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика – один из важнейших признаков, объединяющих весь черняховский ареал.
Рис. 2. Гончарная керамика черняховской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 155
Лепная керамика черняховской культуры в разных регионах имела выраженные отличия и на основе её анализа учёные выделяют территории проживания в черняховском ареале германцев, иранцев, славян.
Рис. 3. Лепная керамика черняховской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 156
В погребальном обряде черняховской культуры сочетались трупосожжения и трупоположения, могильники могли быть биритуальными. Среди погребального инвентаря встречаются керамика, стеклянные кубки, фибулы, костяные гребни и т.д.
Основой хозяйства «черняховцев» было земледелие. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры связан с использованием плуга и рала с железными наконечниками, «черняховцами» под пашню были освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Урожай «черняховцы» хранили в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных «черняховцы» разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу.
«Черняховцы» вели активную торговлю с Римской империй. Об этом свидетельствует множество римских монет, найденных в черняховском ареале, а также импортных предметов (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, краснолаковые сосуды и т.д.).
Со славянами в черняховской культуре связана верхнеднестровская группа памятников типа Черепин-Теремцы (М.Б. Щукин предлагал исключить её из состава черняховской культуры в силу выраженного своеобразия), развившаяся на основе зубрецкой культурной группы пшеворской культуры, сложившейся при участии поздних «зарубинцев». После исчезновения черняховской культуры как целостного явления славянские памятники типа Черепин-Теремцы стали одним из центров кристаллизации славянской пражской культуры.
Литература
- Амброз А.К. Фибулы юга европейской части СССР (II в. до н.э. - IV в. н.э.). М., 1966
- Баран В.Д. Общие черты культур римского и раннесредневекового времени на территории Северного Прикарпатья и юго-западной Волыни // Тез. докл. советской делегации на Международном конгрессе славянской археологии в Варшаве. М., 1965
- Баран В.Д. Черняхiвска культура (за матерiалами Верхнього Днiстра та Захiдного Бугу). Киïв, 1981
- Баран В.Д., Максимов Е.В., Магомедов Б.В. и др. Славяне Юго-Восточной Европы. Киев, 1990
- Баран В.Д., Козак Д.Н., Терпиловський Р.В. Походження слов’ян. К., 1991
- Баран В.Д. Древние славяне. Киев, 1998
- Баран В.Д., Гопкало О.В. Черняхiвськi поселення бассейну Гнилоï Липи. Киïв, 2005
- Барцева Т. Б., Вознесенская Г. А., Черных Е. Н. Металл черняховской культуры. М., 1972
- Бобринский А.А. Гончарные мастерские и горны Восточной Европы (по материалам II-V вв. н.э.). М., 1991
- Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавенов // Советская археология. 1972. № 4
- Винокур I.С. Iсторiя та культура черняхiвських племён Днiстро-Днiпровського межирiччя II-V ст. н.е. Киïв, 1972
- Винокур И.С. Лесостепные племена II-V вв. н.э. и их роль в истории Юго-Восточной Европы // Советская археология. 1972. № 4
- Гей О.А., Сымонович Э.А. Черняховская культура // Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. М., 1993
- Древности эпохи сложения восточного славянства // Материалы и исследования по археологии СССР. № 116. М., 1964
- Жих М.И. Славяне и готы на Волыни и в Верхнем Поднестровье. Проблема локализации земли Oium и «племени» (gens) Spali // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2014. № 2 (36)
- Жих М.И. Древние славяне на Волыни (I тыс. н.э.). Часть первая // Исторический формат. 2016. № 1
- Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012
- История и археология юго-западных областей СССР начала нашей эры // Материалы и исследования по археологии СССР. № 139. М., 1967
- Кропоткин В.В. Клады римских монет на территории СССР. М., 1961
- Кухаренко Ю.В. Могильник Брест-Тришин. М., 1981
- Ляпушкин И.И. Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа. Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами. М.; Л., 1961
- Магомедов Б.В. Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья. К., 1987
- Магомедов Б.В. Черняховская культура. Проблема этноса. Lublin, 2001
- Никитина Г.Ф. Классификация лепной керамики черняховской культуры // Советская археология. 1966. № 4
- Никитина Г.Ф. Гребни черняховской культуры // Советская археология. 1969. № 1
- Никитина Г.Ф. Систематика погребального обряда племён черняховской культуры. М., 1985
- Никитина Г.Ф. Могильники черняховской культуры в Северной Буковине и Бессарабии. М., 1996
- Никитина Г.Ф. Черняховская культура Поднестровья. М., 2008
- Обломский А.М. Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время (середина III – первая половина V в. н.э.). М., 2002
- Проблемы хронологии эпохи латена и римского времени. СПб., 1992
- Рафалович И.А. Данчены. Могильник черняховской культуры III-IV вв. н.э. Кишинев, 1986
- Рикман Э.А. Вопрос датировки импортных вещей в памятниках племён черняховской культуры Днестровско-Прутского междуречья // Советская археология. 1972. № 4
- Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. М., 1976
- Рыбаков Б.A. Анты и Киевская Русь // Вестник древней истории. 1939. № 1
- Рыбаков Б.А. Древние русы // Советская археология. 1953. Т. XVII
- Рыбаков Б.А. Календарь IV в. из земли полян // Советская археология. 1962. № 4
- Рыбаков Б.А. Исторические судьбы праславян // VIII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1978
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987
- Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Советская археология. 1972. № 4
- Седов В.В. Скифо-сарматские элементы в погребальном обряде черняховской культуры // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М., 1978
- Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979
- Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994
- Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002
- Смиленко А.Т. Городище Башмачка в III-IV вв. Киев, 1982
- Спицын А.А. Поля погребальных урн // Советская археология. Т. Х. М., 1948
- Сымонович Э.А. Зарубинецкая и черняховская культуры в Поднепровье // Древние славяне и их соседи. М., 1970
- Сымонович Э.А., Кравченко Н.М. Погребальные обряды племен черняховской культуры. М., 1983
- Терпиловский Р.В. Киевская и черняховская культуры: проблема контактов // Stratum plus. 2000. № 4
- Тиханова М.А. О локальных вариантах черняховской культуры // Советская археология. 1957. № 4
- Тиханова М.А. Еще раз к вопросу о происхождении черняховской культуры // Краткие сообщения Института археологии. 1970. Вып. 121
- Тиханова М.А. Следы рунической письменности в черняховской культуре // Средневековая Русь. М., 1976
- Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982
- Черняховская культура // Материалы и исследования по археологии СССР. № 82. М., 1960
- Черняховская культура. Актуальные проблемы исследований. Киев, 2010
- Шаров О.В. В поисках страны «Ойум»: эпос или реальность? // Древности Западного Кавказа. Вып. I. Краснодар, 2013
- Щукин М.Б. О некоторых проблемах черняховской культуры и происхождения славян (по поводу статей Э.А. Рикмана, И.С. Винокура, В.В. Седова, И. Вернера) // Советская археология. 1975. № 4
- Щукин М.Б. Современное состояние готской проблемы и черняховская культура // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. 1977. Вып. 18
- Щукин М.Б. Керамика киевского типа с поселения Лепесовка // Советская археология. 1988. № 3
- Щукин М.Б. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). СПб., 2005
- Щукин М.Б., Мачинский Д.А., Воронятов С.В. Готский путь, плодороднейшие земли Oium и вельбаркско-черняховское поселение Лепесовка // Европейская Сарматия. Сборник, посвященный М.Б. Щукину. СПб., 2011
Жих М.И.
Добавлено 25 ноября 2014