О ПРОЕКТЕНОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКА

Славянская традиция

финтифлюшка

Киевская археологическая культура

Киевская культура (III-V вв.) – восточноевропейская археологическая культура, коренные земли которой располагались в бассейне Днепра и Десны, на стыке территории современных Беларуси, России и Украины; её памятники достигают юга Псковской области, крайней восточной точкой их обнаружения является Среднее Поволжье. Памятники киевской культуры (первоначально «памятники киевского типа») были выделены в середине ХХ в. В.Н. Даниленко. Название культура получила по аналогии с пражской.

Ныне ряд исследователей (А.М. Обломский, Н.В. Лопатин, А.Г. Фурасьев) считают возможным говорить уже не о «киевской культуре», а о «киевской культурно-исторической общности» (ККИО), в виду её огромного территориального распространения и дробления на локальные варианты. Киевская культура сложилась на основе позднезарубинецких памятников.

Поселения киевской культуры представляли собой неукреплённые селища, площадью до 1-2 га, домами служили прямоугольные полуземлянки, отапливаемых каменными очагами. В некоторых регионах существовали и наземные жилища срубной конструкции (Абидня). Рядом с домами располагались ямы-погреба.

Могильники киевской культуры бескурганные, захоронения совершались по обряду трупосожжения. Известны как безурновые погребения, так и урновые, но преобладают первые.

Керамика лепная и более примитивная, чем позднезарубинецкая, не говоря уже о классической зарубинецкой.

Керамика киевской культуры
Рис. 1. Керамика киевской культуры. Из книги: Енуков В.В. Славяне до Рюриковичей. Курск, 2005. С. 36

Основой хозяйства «киевцев» было земледелие, на поселениях находят железные серпы, зернотёрки, жернова. Ряд находок (стеклянные бусы, бронзовые пинцеты и т.д.) показывает наличие связей с Римской империей.

На юге от киевской культуры располагалась черняховская культура, связанная с готским объединением. Постепенно «черняховцы» оттесняли «киевцев» на север, занимая земли на Днепровском Левобережье. Некоторые исследователи сопоставляют эту картину с сохранёнными у готского историка Иордана (VI в.) сведениями о войнах готов со славянами в IV в. В конце IV в. южную окраину киевской культуры затронуло гуннское нашествие.

Ряд археологов связывает киевскую культуру с предками исторических славян или их частью, опираясь на её генетическую связь с последующими колочинской и пеньковской культурами. Но если принадлежность пеньковской культуры антам византийских источниках надёжно обоснована, то для этноязыковой атрибуции колочинского населения надёжных данных нет. При этом основная раннеславянская культура VI-VII вв., пражская, не может быть выведена из киевской, так как в керамическом комплексе этой культуры нет прототипов характерных форм пражской керамики. В.В. Седов считает носителей киевской культуры балтами, не имевшими прямого отношения к славянскому этногенезу. Возможно, носители киевской культуры, как и их предки «зарубинцы», действительно, представляли собой какую-то периферийную группу, в состав которой входил как славянский (восходящий к культуре подклёшевых погребений), так и западнобалтский (восходящий к поморской культуре) этноязыковой компонент. Возможно, в разных регионах киевской культуры этногенетические процессы шли неодинаково и если в одних случаях возобладал славянский компонент (формирование славяноязычных антов), то в других мог возобладать и балтский. Для окончательного решения этих вопросов пока недостаточно данных. Как бы то ни было, «столбовой» дорогой славянского этногенеза было формирование пражской культуры, а в этом процессе «киевцы» практически не принимали участия.


Литература

  1. Баран В.Д., Максимов Е.В., Магомедов Б.В. и др. Славяне Юго-Восточной Европы. Киев, 1990
  2. Баран В.Д., Козак Д.Н., Терпиловський Р.В. Походження слов’ян. К., 1991
  3. Баран В.Д. Древние славяне. Киев, 1998
  4. Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавенов // Советская археология. 1972. № 4
  5. Даниленко В.Н. Славянские памятники I тыс. н.э. в бассейне Днепра // Краткие сообщения Института археологии. 1955. Вып. 4
  6. Даниленко В.М. Пiзньозарубинецьки пам’ятки киiвського типу // Археологiя. 1976. Вип. 19
  7. Горюнов Е.А. Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья. Л., 1981
  8. Енуков В.В. Славяне до Рюриковичей. Курск, 2005
  9. Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012
  10. Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. Северные рубежи раннеславянского мира в III- V вв. н.э. М., 2007
  11. Ляпушкин И.И. Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа. Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами. М.; Л., 1961
  12. Максимов Е.В., Терпиловский Р.В. Киевская культура // Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. М., 1993
  13. Обломский А.М. Культурно-типологические группы позднезарубинецких памятников Подесенья и их взаимоотношение с деснинским вариантом киевской культуры // Культуры Восточной Европы I тыс. Куйбышев. 1986
  14. Обломский А.М. Этнические процессы на водоразделе Днепра и Дона в I-V вв. н.э. М.; Сумы, 1991
  15. Обломский А.М. О роли позднезарубинецкого населения в сложении киевской культуры Среднего Поднепровья и Днепровского Левобережья // Советская археология. 1992. № 1
  16. Обломский А.М. Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время (середина III – первая половина V в. н.э.). М., 2002
  17. Обломский А.М. Новая концепция киевской культуры Верхнего Поднепровья // Archeologia o początkach Słowian. Kraków, 2005
  18. Памятники киевской культуры в лесостепной зоне России (III – начало V в. н.э.): Коллективная монография / Отв. ред. А.М. Обломский. М., 2007
  19. Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970
  20. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979
  21. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994
  22. Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002
  23. Седов В.В. Голтескифы // Культурные трансформации и взаимовлияния в Днепровском регионе на исходе римского времени и в раннем средневековье. СПб., 2004
  24. Сташенков Д.А. Оседлое население Самарского лесостепного Поволжья в I-V веках н.э. М., 2005
  25. Терпиловский Р.В. Ранние славяне Подесенья III-V вв. Киев, 1984
  26. Терпиловский Р.В., Абашина Н.С. Памятники киевской культуры (Свод археологических источников). Киев, 1992
  27. Терпиловский Р.В. Киевская и черняховская культуры: проблема контактов // Stratum plus. 2000. № 4
  28. Терпиловский Р.В. Славяне Поднепровья в первой половине I тыс. н.э. Люблин, 2004
  29. Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.; Л., 1966
  30. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970
  31. Третьяков П.Н. Некоторые данные об общественных отношениях в восточнославянской среде в I тыс. н.э. // Советская археология. 1974. № 2
  32. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982
  33. Фурасьев А.Г. О роли миграций в этногенезе ранних славян // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света / Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLIX. СПб., 2009
  34. Щукин М.Б. Керамика киевского типа с поселения Лепесовка // Советская археология. 1988. № 3
  35. Щукин М.Б. На рубеже эр: Опыт историко-археологической реконструкции политических событий VI в. до н.э. – I в. н.э. в Восточной и Центральной Европе. СПб., 1994
  36. Щукин М.Б. Реплика по поводу киевской культуры // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света / Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLIX. СПб., 2009

Жих М.И.
Добавлено 25 ноября 2014

Велесов круг

финтифлюшка