О ПРОЕКТЕНОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКА

Славянская традиция

финтифлюшка

Подклёшевых погребений археологическая культура

Культура подклёшевых погребений (польск. Kultura grobów (pod)kloszowychок, 400-100 гг. до н.э.), существовавшая на берегах Вислы и Варны, ныне выступает в качестве наиболее вероятного претендента на статус первой праславянской культуры, отразившей процесс становления предков исторических славян. С культуры подклёшевых погребений удаётся проследить непрерывную цепочку развития вплоть до первых достоверно славянских культур. Наибольший вклад в разработку гипотезы о соответствии культуры подклёшевых погребений предкам исторических славян внесли В.В. Седов и И.П. Русанова, поддержана она была В.Д. Бараном, Д.Н. Козаком и рядом других археологов.

Расселение и дифференциация древнеевропейцев
Рис. 1. Расселение и дифференциация древнеевропейцев. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 50

Культура подклёшевых погребений сформировалась на основе лужицкой культуры, носители которой говорили на древнеевропейских диалектах, при участии мигрировавших на её земли племён поморской культуры, существовавшей на балтийском побережье и бывшей, по всей видимости, западнобалтской. Таким образом, праславянский язык, видимо, сложился на основе синтеза древнеевропейских и западнобалтских диалектов, что определило его своеобразие и породило длительную дискуссию о его соотношении с балтскими языками.

Становление славянского этноса
Рис. 2. Становление славянского этноса. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002. С. 71

Культура подклёшевых погребений, получила своё имя по обычаю накрывать сложенные в глиняную урну остатки кремации умерших колоколовидным сосудом – клёшем.

Подклёшевые погребения
Рис. 3. Подклёшевые погребения. Из статьи: Гусаков М.Г. Культ предков в погребальном обряде поморской культуры (эпоха раннего железа) // Краткие сообщения Института археологии. 2013. Вып. 229. С. 39

Обычай этот существовал с самого раннего этапа функционирования данный культуры и постепенно становился в ней всё более популярным. Зародился он ещё в лужицкой культуре, но широкое распространение получил в подклёшевое время. В этой связи любопытно, что в славянской культуре горшок был неразрывно связан с культом предков: различные варианты захоронения кремированных останков в горшках-урнах хорошо известны по ряду позднейших достоверно славянских культур.

Поселения культуры подклёшевых погребений неукреплённые, характер застройки бессистемный – обе эти черты характерны для позднейших достоверно славянских культур. Жилища славян-«подклёшевцев» были двух типов: наземные прямоугольные постройки столбовой конструкции и полуземлянки подпрямоугольной или квадратной формы. В жилищах «подклёшевцев» открыты очаги, выложенные из камней.

Основой экономики населения подклёшевой культуры были земледелие и скотоводство. Землю обрабатывали деревянными пахотными орудиями, железных наральников не обнаружено. Выращивали славяне-«подклёшевцы» просо, пшеницу, ячмень, горох, бобы, лён и т.д. Занимались они также охотой, рыболовством и сбором лесных плодов, но это в их хозяйстве играло подсобную роль.

В металлургии преобладают изделия из железа, но многое изготавливалось ещё из меди. Археологами обнаружены многочисленные булавки, ранне- и среднелатенские фибулы, ожерелья из стеклянных бус, бронзовые шейные гривны в виде короны, биспиральные подвески и т.д. Ряд вещей изготавливался из кости и рога: иглы, проколки, накладки с орнаментом и т.д.

Бронзовые украшения культуры подклёшевых погребений
Рис. 4. Бронзовые украшения культуры подклёшевых погребений. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002. С. 75

Могильники культуры подклёшевых погребений бескурганные, захоронения совершались по обряду трупосожжения. Захоронения известны как урновые (собранные с погребального костра остатки кремации помещались в урне и накрывались (не всегда) большим сосудом-клёшем), так и безурновые, но в обоих случаях кальцинированные кости обычно засыпались остатками погребального костра. На некоторых могильниках были выявлены следы кольев, вбитых вокруг могильной ямы, вероятно над погребениями устраивались какие-то домовые сооружения из тонких стояков и плетневых стен. Кроме урн в погребениях обнаружены немногочисленные сосуды приставки (обычно два-три). Захоронения либо безынвентарны, либо малоинвентарны и содержат металлические булавки, кольца, фибулы и т.д. Бедность погребального инвентаря или его полное отсутствие – характерная черта славянского погребального обряда, отмеченная ещё Л. Нидерле.

Глиняная посуда культуры подклёшевых погребений отражает синтез лужицких и поморских традиций и отличается разнообразием. Её население изготавливало горшки яйцевидной формы (к ним относятся и клёши), округлобокие и амфоровидные, ситовидные сосуды, миски, кубки, крышки и т.д. Всё это изготавливалось вручную. Гончарного круга славяне-«подклёшевцы» не знали. В рамках культуры подклёшевых погребений появляется знаменитый впоследствии тип характерного пражского сосуда – высокого, расширяющегося в верхней части, со слабо выраженными округлыми плечиками и чуть намеченным прямым венчиком, что указывает на преемственность славянской культурной традиции от культуры подклёшевых погребений до пражской культуры.

Керамика культуры подклёшевых погребений
Рис. 5. Керамика культуры подклёшевых погребений. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002. С. 73

Соседями славян на данном этапе были западные балты на севере и северо-востоке и германцы на западе, от фракийцев они были отделены Карпатскими горами, а с ираноязычными этносами Северного Причерноморья соприкасались незначительно. Это хорошо согласуется с данными лингвистики, указывающими на языковые связи ранних славян с западными балтами и германцами и на отсутствие серьёзных соответствующих контактов с фракийцами и иранцами. Языковое взаимодействие с последними охватило лишь часть славянского мира (общеславянские заимствования из иранского единичны), соответственно не может относиться к начальному, «подклёшевому», этапу истории славян, живших тогда на весьма компактной территории. В контакт с ираноязычными этносами вступили какие-то группировки славян позднее, уже в период славянского расселения.

Территория, которую занимает культура подклёшевых погребений, идеально согласуется с первичным славянским ареалом, каковым он рисуется на основе данных славянской лексики, которая содержит множество слов, обозначающих лесные растения и животных, озёра и болота, но не содержит терминов, обозначающих специфику морей, горных и степных местностей.

При этом важно оговорить, что именование носителей культуры подклёшевых погребений «славянами» является несколько условным, так как точное время и место возникновения этого этнонима нам неизвестны. Как будет сказано ниже, впервые достоверно так именовались носители пражской культуры, но одновременно с ней существовала пеньковская, носители которой в письменных источниках именуются антами и не смешиваются со склавинами-«пражцами», хотя Прокопий Кесарийский подчёркивает, что говорили они на одном языке и имели общее происхождение. Т.е. этноним словене/славяне далеко не сразу утвердился как общее название всех славяноязычных народов, относясь первоначально лишь к одному из них. Поэтому надо иметь в виду, что этноним «славяне» применительно к древности и раннему средневековью имеет два значения: «узкое» – собственно словене, носители пражской культуры и «широкое» – все славяноязычные народы независимо от их самоназваний. Под последнее значение подпадают и «допражские» славяне, называемые также праславянами, подлинные этнонимы которых нам неизвестны.

Литература

  1. Баран В.Д., Козак Д.Н., Терпиловський Р.В. Походження слов’ян. Киïв, 1991
  2. Баран В.Д. Древние славяне. Киев, 1998
  3. Гусаков М.Г. Культ предков в погребальном обряде поморской культуры (эпоха раннего железа) // Краткие сообщения Института археологии. 2013. Вып. 229
  4. Загорульский Э.М. Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. Минск, 2012
  5. Кухаренко Ю.В. Памятники железного века на территории Полесья. М., 1961
  6. Кухаренко Ю.В. Археология Польши. М., 1969
  7. Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. М., 1976
  8. Русанова И.П. Этнический состав носителей пшеворской культуры // Раннеславянский мир: материалы и исследования / Отв. ред. И.П. Русанова, С.А. Плетнева. М., 1990
  9. Русанова И.П. Истоки славянского язычества. Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Черновцы, 2002
  10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981
  11. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян М., 1979
  12. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994
  13. Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002
  14. Шкоропад В. Особливостi поморсько-кльошовоi культури на Волинi // Збірник навчально-методичних матеріалів і наукових статей історичного факультету. 2000. Вип. 5
  15. Шкоропад В.В. Поховальний обряд племен поморсько-кльошової культури на Волині у другій половині І тис. до н.е. // Наук. вісн. Волин. держ. ун-ту ім. Лесі Українки. Історичні науки. 2000. № 3
  16. Godzikievncz М. Wybrane zagadnienia z badań nad kulturą grobów kloszowych // Wiadomości archeologiczne. T. XX. Warszawa, 1954
  17. Jadczyk I. Kultura wschodniopomorska i kultura grobów kloszowych w Polsce środkowej // Prace i materialy Muzeum Archeologicznego i Etnograficznego w Łodzi. Seria archeologiczna. 1975. № 22
  18. Hensel W. Polska starožytna. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk 1980
  19. Podkowińska Z. Groby podkłoszowe w Grochowie, w pow. warszawskim // Księga pamiątkowa ku wczesniu siedemdziesiątej rocznicy urodzin prof. dr. Włodzimierza Demętrykiewicza. Poznań, 1930
  20. Kietlińska A., Miklaszewska R. Cmentarzysko grobów kloszowych we wsi Transbór, pow. Minsk Mazowiecki // Materiafy starožyme. T. 9. Warszawa, 1963

Жих М.И.
Добавлено 23 ноября 2014

Велесов круг

финтифлюшка