Археологическая культура браслетообразных сомкнутых височных колец
Культура браслетообразных сомкнутых височных колец (VI-IX вв.) существовала в Волго-Окском междуречье и прилегающих регионах.
В последние два десятилетия появились основания существенно сдвинуть вниз датировку прихода славян в Волго-Окское междуречье на территорию будущей Северо-Восточной Руси.
В середине I тыс. н.э. в результате резкого ухудшения климата и вторжения гуннов значительные массы населения покидают пшеворский ареал. Германцы уходят на запад, а славяне – на северо-восток, на земли будущей Северной Руси (Псковскую, Новгородскую, Смоленскую. Ростово-Суздальскую), что отразилось в находках здесь множества провинциальноримских среднеевропейских артефактов.
Рис. 1. Расселение среднеевропейского населения на севере Восточной Европы в середине I тыс. н.э. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002. С. 350
В результате этого расселения местные финно-угорские и балтские культуры прекращают своё существование и формируются новые: псковских длинных курганов, тушемлинская и браслетообразных сомкнутых височных колец. Последнюю раньше связывали с финским «племенем» меря, но после того, как стало ясно, что сформировалась она в результате центральноевропейского импульса, появились основания рассматривать её как славянскую в своей основе с участием местного финского субстрата. Этот вывод был обоснован в работах В.В. Седова.
Впервые идея об отдельном диалекте славянского населения Ростово-Суздальской земли была высказана Ф.П. Филиным, а вывод о принадлежности культуры с несомкнутыми височными кольцами особой славянской группировке с особым диалектом на основе акцентологических данных был обоснован С.Л. Николаевым.
После работ С.Л. Николаева, В.В. Седова и обоснования славянской атрибуции носителей культуры браслетообразных сомкнутых височных колец прояснились многие до того загадочные явления. С одной стороны, археологическая культура второй половины I тыс. н.э., существовавшая в междуречье Волги и Клязьмы, перерастает в древнерусскую культуру без заметных следов притока какого-то иноэтничного населения. С другой стороны, такие вполне точные науки, как антропология, а с недавнего времени и популяционная генетика, говорят о незначительном вкладе финно-угров в сложение населения Северо-Восточной Руси, равно как и лингвистика не фиксирует значительного пласта финских заимствований в русском языке.
При старом взгляде на культуру браслетообразных сомкнутых височных колец как на финно-угорскую мерянскую объяснить это совершенно невозможно. Теперь противоречие успешно решено: культура Волго-Клязьминского междуречья второй половины I тыс. н.э. связана с продвижением в регион переселенцев из Центральной Европы, родственных тем кривичам, которые создали культуру длинных курганов.
Рис. 2. Распространение браслетообразных сомкнутых височных колец в середине I тыс. н.э. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002. С. 380
Среднеевропейские мигранты-славяне, пришедшие в середине I тыс. н.э. на территорию будущей Ростово-Суздальской земли, создали здесь культуру, характерным атрибутом которой стали браслетообразные височные кольца, характерные также для тушемлинской культуры и отчасти для культуры пскрвских длинных курганов (т.е. для всех славянских переселенцев из Центральной Европы), – украшения, отсутствующие в финно-угорском мире, ассимилируя постепенно аборигенное финское население края. Эти кольца представляли собой проволочные украшения большого или среднего диаметра, в том числе и весьма крупные, с сомкнутыми или заходящими концами.
Рис. 3. Славянские сомкнутые височные кольца середины I тыс. н.э. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование М., 2002. С. 381
Таким образом, приход славян в будущую Северо-Восточную Русь и ассимиляция ими местных финнов относятся ко времени существенно более раннему, чем считалось, а те памятники, предшествующие древнерусским, которые раньше считались финскими, являются славянскими или смешанными славяно-финскими.
Имя славянского «племени», заселившего междуречье Волги и Клязьмы, в летописях не сохранилось, вероятно, именно оно и фигурирует там под именем мери. Возможно, славяне переняли этноним ассимилированных финнов, как считает В.В. Седов, но, на мой взгляд, более логично полагать, что мерей это славянское «племя», дальше всего продвинувшееся на восток, в земли финнов (мери), стали называть его западные соседи, то есть это экзоэтноним, а настоящее имя этой славянской группировки нам неизвестно.
Литература
- Булатова Р.В., Дыбо В.А., Николаев С.Л. Проблемы акцентологических диалектизмов в праславянском // Славянское языкознание. Х Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. М., 1988
- Леонтьев А.Е. Археология мери: К предыстории Северо-Восточной Руси. М., 1996
- Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. СПб., 1997
- Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982
- Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995
- Седов В.В. Рецензия на книгу: Леонтьев А.Е. Археология мери: К предыстории Северо-Восточной Руси. М., 1996 // Российская археология. 1998. № 1
- Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999
- Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002
- Дыбо В.А., Замятина Г.И., Николаев С.Л. Основы славянской акцентологии. М., 1990
- Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. М., 1972
Жих М.И.
Добавлено 25 ноября 2014