О ПРОЕКТЕНОВОСТИСТАТЬИБИБЛИОТЕКА

Славянская традиция

финтифлюшка

Именьковская археологическая культура

Именьковская культура (IV-VII вв.) располагалась на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область) от Средней Суры на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы на севере до Самарской Луки на юге. Название именьковская культура получила по городищу у с. Именьково Лаишевского района республики Татарстан.

Ареал именьковской культуры
Рис. 1. Ареал именьковской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 248

По мнению подавляющего большинства исследователей, именьковская культура генетически связана с культурами полей погребений Повисленья, Поднестровья и Поднепровья (пшеворской, зарубинецкой, киевской, черняховской), в составе которых проживали предки исторических славян.

После прихода в Среднее Поволжье болгар во второй половине – конце VII в. именьковская культура прекращает своё существование. По мнению ряда учёных (П.Н. Старостин, Г.И. Матвеева, В.В. Седов) часть «именьковцев» вошла в состав населения Волжской Болгарии. Другая часть, возможно, ушла в район Днепровского Левобережья, где стала основой формирования волынцевской культуры (В.В. Седов, О.М. Пиходнюк).

К настоящему времени учёными выявлено более 600 памятников (городища, селища, могильники) именьковской культуры. Для неё характерны как открытые, так и, реже, укреплённые поселения, состоявшие из жилищ двух типов: полуземлянок квадратной формы с наземными конструкциями в виде срубов и слабо углублённых в грунт каркасно-столбовых строений.

Могильники именьковской культуры – бескурганные с господствующим трупосожжением (трупоположения объясняются проникновением в именьковский ареал инокультурного населения) на стороне и последующим помещением останков на дно овальных или четырёхугольных ям с чашевидным, плоским или ступенчатым дном. Захоронения, как правило, либо вовсе не содержат инвентаря, либо содержат лишь отдельные вещи. Безынвентарность или малоинвентарность – характерная черта славянского погребального обряда, отмеченная ещё Л. Нидерле. Эта черта отличала славян от их соседей – балтов, германцев, кельтов и т.д. В ряде случаев в могильные ямы помещались глиняные сосуды и фрагменты керамики.

«Именьковцы» занимались земледелием и культивировали просо, полбу, пшеницу, ячмень, овес, горох и, что весьма важно – рожь, которая, как мы знаем благодаря исследованиям К. Яжджевского, была специфически «славянской» культурой и распространялась по Восточной и Центральной Европе вместе с расселением славян. Весьма развито было и скотоводство: «именьковцы» разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Керамику изготавливали в основном ручным способом, развита у них была обработка железа (часты находки железных наральников, серпов, кос-горбуш и т.д.) и бронзы.

Керамика именьковской культуры
Рис. 2. Керамика именьковской культуры. Из книги: Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 251

По всей видимости, «именьковцы», или какая-то значительная их часть принадлежали к славянскому этноязыковому кругу. Помимо ряда общих черт именьковской культуры с достоверно славянскими культурами это доказывается рядом известий арабских авторов, помещающих в Среднем Поволжье группу «ас-сакалиба»-славян. Так, например, в 737 г. арабский полководец Марван столкнулся с ними на землях, расположенных «за Хазарией» на берегах «реки славян» (скорее всего Волги), а Ибн Фадлан в 922 г. называет Волжскую Болгарию «билад ас-сакалиба» («страна славян»). Лингвисты (Р.Ш. Насибуллин, В.В. Напольских) выделяют в языках поволжских финно-угров ряд заимствований из древнего протославянского или балто-славянского диалекта, датирующихся серединой I тыс. н.э.


Литература

  1. Баран В.Д. Древние славяне. Киев, 1998
  2. Богачев А.В. Славяне, германцы, гунны, болгары на Средней Волге в I тыс. н.э.: Историко-археологическое исследование. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011
  3. Вязов Л.А. Скотоводство в хозяйстве племен именьковской культуры // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2008. № 4 (63)
  4. Вязов Л.А. Земледелие племен именьковской культуры // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2008. № 5/1 (64)
  5. Галкина Е.С. Территория Хазарского каганата IX – 1-й пол. X вв. в письменных источниках // Вопросы истории. 2006. № 9
  6. Галкина Е.С. К интерпретации термина сакалиба в отчёте Ибн Фадлана // Восток (Oriens). 2014. № 6
  7. Генинг В.Ф. Селище и могильник с обрядом трупосожжения добулгарского времени у с. Рождествено в Татарии // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1961. Вып. 80
  8. Генинг В.Ф. К вопросу о продвижении сибирского населения в Западное Приуралье // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1961
  9. Гольмстен В.В. Буртасы // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1946. Вып. XIII
  10. Жих М.И. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников). СПб.; Казань, 2011
  11. Жих М.И. Арабская традиция об ас-сакалиба в Среднем Поволжье и именьковская культура: проблема соотношения // Страны и народы Востока. Вып. 34. СПб., 2012
  12. Жих М.И. Заметки о раннеславянской этнонимии (славяне в Среднем Поволжье в I тыс. н.э.) // Исторический формат. 2015. № 4
  13. Жих М.И. Проблема этнической атрибуции носителей именьковской культуры в науке 1950-х - 2000-х гг. // Вояджер: мир и человек: теоретический и научно-методический журнал. Самара: Самарский государственный технический университет. 2016. № 6
  14. Казаков Е.П. Коминтерновский II могильник в системе древностей эпохи тюркских каганатов // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. Самара, 1998
  15. Кляшторный С.Г. Праславяне в Поволжье // Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб, 2005
  16. Кляшторный С.Г., Старостин П.Н. Праславянские племена в Поволжье // История татар с древнейших времен. Том I. Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002
  17. Матвеева Г.И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981
  18. Матвеева Г.И. Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье в I тыс. н.э. // Культуры Восточной Европы I тыс. н.э. Куйбышев, 1986
  19. Матвеева Г.И. К вопросу об этнической принадлежности племен именьковской культуры // Славяне и их соседи. Место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. Эпоха феодалихма (сборник тезисов). М., 1988
  20. Матвеева Г.И. Некоторые итоги изучения именьковской культуры // Этногенез и этнокультурные контакты славян. Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. 3. М., 1997
  21. Матвеева Г.И. Среднее Поволжье в IV-VII вв.: именьковская культура. Самара, 2004
  22. Напольских В.В. Протославяне в Нижнем Прикамье в середине I тыс. н.э. Данные пермских языков // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Т. II. Филология. Этнология. Сыктывкар, 1996
  23. Напольских В.В. Балто-славянский языковой компонент в Нижнем Прикамье в середине I тыс. н.э. // Славяноведение. 2006. № 2
  24. Насибуллин Р.Ш. К проблеме этнической принадлежности носителей именьковской археологической культуры // Вестник Удмуртского университета. 1992. № 6
  25. Овчинников А.В. Славянское присутствие // Звезда Поволжья. 2009. № 19
  26. Останина Т.И. Кирбинское святилище на реке Меше // Finno-Ugrica. 2001-2002. № 1 (5-6)
  27. Приходько В.В. К вопросу об этноязыковой атрибуции именьковской археологической культуры // Симбирский научный вестник. 2011. № 2 (4)
  28. Расторопов А.В. К вопросу об ареале именьковской культуры // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2010. №1 (13)
  29. Седов В.В. Очерки по археологии славян. М., 1994
  30. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994
  31. Седов В.В. Симпозиум "Проблема именьковской культуры" (Болгары, 1993) // Российская археология. 1994. № 3
  32. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995
  33. Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999
  34. Седов В.В. К этногенезу волжских болгар // Российская археология. 2001. № 2
  35. Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002
  36. Семыкин Ю.А. О металлургических горнах именьковской культуры // Культуры Восточной Европы I тыс. Куйбышев, 1986
  37. Смирнов А.П. Некоторые спорные вопросы истории волжских болгар // Историко-археологический сборник к 60-летию А.В. Арциховского. М., 1962
  38. Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. М., 1967
  39. Старостин П.Н. Именьковские могильники // Культуры Восточной Европы I тыс. н.э. Куйбышев, 1986
  40. Сташенков Д.А. Оседлое население Самарского лесостепного Поволжья в I-V веках н.э. М., 2005
  41. Сташенков Д.А. Об этнокультурных связях населения именьковской культуры // Славяноведение. 2006. № 2
  42. Халиков А.Х. К вопросу об этносе именьковских племен // Памятники первобытной эпохи Волго-Камья. Казань, 1988

Жих М.И.
Добавлено 23 ноября 2014

Велесов круг

финтифлюшка